Владислав Наконечный, Луцк
ХОЛОКОСТ НА ВОЛЫНИ:
Жертвы и память
Не все жертвы нацизма были евреями,
Но все евреи
были жертвами нацизма.
/Эли Виэель—лауреат
Нобелевской премии/
Евреи
— один из многочисленных этносов, который с давних времен населяет территорию
сегодняшней Украины.1/ Поселившись
на ней еще на заре нашего летоисчисления, евреи со временем расселились по
многим городам и поселкам, а на Правобережной Украине составляли преобладающую
часть городских и местечковых жителей.
К
таким регионам относится и Волынь. Первые письменные свидетельства о них
появились в XIII столетии.2/ Уже в средние века было положено начало формированию еврейских
общин, которые стали многочисленны в городах Владимир—Волынский, Луцк, Ковель,
Камень—Каширский, Любомль, Горохов, в поселках Ратно, Турийск, Рожище, Торчин, а в местечках Несухоиже, Софиевка, Дружкополь /теперь
Журавники/, Мельница они насчитывали 80—90 процентов от их жителей.
Не
вникая в историю развития еврейских общин на Волыни, отметим, что к началу XX столетия евреи составляли десять процентов от
общего населения Волынской губернии царской России, а позже и Волынского воеводства довоенной Польши, в составе которой Волынь находилась до 1939 года.3/Такая пропорция сохранилась и после вхождения в
Советский Союз.
Во
все времена евреи сохраняли свою национальную самобытность, жили обособленно,
имея отличными от основных этносов, населяющих Волынь — украинцев и поляков -
язык, религию, культуру, обычаи, уклад и образ жизни. Эта обособленность
усугублялась также проводимой в царской России и панской Польше политикой по
ограничению свободы, территории расселения, препятствиями
в функционировании их культуры, религии, деятельности. А луцкая и любомльская синагоги,
построенные еще в средние века, стали памятниками своеобразной
истории и архитектуры и занесены в анналы еврейской мировой культуры. Их макеты
можно увидеть сейчас в Тель-Авивском музее еврейской диаспоры.
Временами
они терпели унижение от антисемитских действий как власть имущих, так и от
иноязычных православного и католического населения. Но, несмотря ни на что,
евреи всегда имели свое заметное место в обществе. Они занимались разными видами
ремесел и производства, предпринимательством, торговлей, посредничеством, были
собственниками предприятий, кирпичных заводов, лесопилок, типографий, мельниц, домовладений.
Среди них много было людей интеллектуального труда: врачей, аптекарей, учителей, инженеров.
Для
удовлетворения своих национальных, культурных и религиозных потребностей на
Волыни были созданы органы внутреннего самоуправления евреев - городские,
уездные или тминные управления, построены синагоги и молитвенные дома, действовали
школы как религиозные, так и общеобразовательные. Например, в 1933 году на Волыни насчитывалось 35 еврейских гмин,4/ в 1939 году имелись три частные еврейские гимназии, 11 учительских курсов, 48 школ с обучением на идиш, сеть
хедеров и эшив при синагогах.5/
Естественно
и то, что евреи занимали заметное место в общественной и политической жизни.
Они создавали свои политические партии, общественные организации, профессиональные
союзы, молодежные и спортивные объединения, издавали свои газеты, печатали
книги. Наряду с этим, постоянно испытывая
национальное угнетение и ограничения, они не оставались в стороне от участия в
общенациональных политических объединениях и партиях, в основном левого, революционного
направления. Например, были членами РСДРП и организаторами революционных
выступлений в 1905—1907 годах, членами РКП и РКСМ в 1917-1920 годах.
Подпольные большевистские организации в городах Луцке и Ковеле в основном
состояли из еврейской молодежи. Это Самуэл Гарб, Соня Тарат /Твишер/, Борис Сильванский /Шнайдер/, Генриэтта Штернберг, Люня
Ротенберг, Татьяна Кибрик и другие. Они боролись против оккупации Волыни
кайзеровскими войсками, белополяками, против Центральной Рады, гетмана Скоропадского
и Директории.6/
В
период нахождения Волыни в составе Польши /1921-1939 гг. / и борьбы за национальное и социальное освобождение и воссоединение
в единую украинскую державу евреи активно участвовали в этом процессе. Многие
из них были членами КПП /Коммунистической партии Польши/, КПЗУ /Коммунистической
партии
Западной Украины/, Сельроб, Сельроб-Единство, МОПР /Международной организации
помощи революционерам/, КСМЗУ /Коммунистического Союза Молодежи Западной
Украины/. Они входили в руководящие их органы, преследовались за революционную деятельность, ставали узниками
тюрем и концлагеря в Березе-Картузской.7/ Среди них можно назвать Фриду Шпрингер /Юзвякову/, Озияша
Шехтера, Даниэля Каца, Раису Вербу, Шаю Кибрика, Мечислава Гаско и многих других.
После
воссоединения западноукраинских земель в состав Советской Украины в сентябре 1939 года еврейская община вновь созданной
Волынской области УССР насчитывала свыше ста тысяч человек /10 %/, оставаясь
на третьем месте по количеству после украинцев /69,9 %/ и поляков /15%/.
Накануне
Великой Отечественной войны произошли небольшие изменения. Часть евреев, членов
сионистских партий и хелуанских организаций, владельцев значительной собственности,
были репрессированы органами Советской власти и вывезены на Восток. Однако, на
Волынь прибыло большое количество евреев, беженцев из Польши, после её
оккупации немецко-фашистскими захватчиками, а также евреи, специалисты разных
отраслей народного хозяйства и члены семей этих специалистов, прибывшие с
восточных областей Украины. Евреи не только мирно сосуществовали, но и дружно
жили с украинцами и поляками. Ничто не предвещало
большой беды.
Количество
еврейского населения в тот период представляло такую картину:
1.Берестечко – 2625 (декабрь 1937 г.)
2.Владимир-Волынский
– 20000 (1942 г.)
3.Дружкополь
– 925 (июнь 1941 г.)
4.Горохов – 3800 (1942
г.)
5.Игнатовка – 685 (июнь 1941
г.)
6.Камень—Каширский – 3399 {июнь 1941
г.)
7. Колки – 860 (декабрь 1937 г.)
8.Ковель – 15000 (1942
г.)
9.Локачи – 1350 (1942
г.)
10.Любомль – 8000(1942
г.)
11.Луцк – 20000 (1942
г.)
12.Маневичи – 1000(1942
г.)
13.Луков (Мацеев) – 2621 (июнь 1941 г.)
14.Мельница – 1200 (1942
г.)
15.Несухоиже – 517 (июнь 1941 г.)
16.0лыка – 3500(1942 г.)
17.Опалин – 582(1942 г.)
18.0эютичи – 879(июнь 1941 г.)
19.Порицк – 1432(июнь 1941 г.)
20.Ратно – 2500(1942 г.)
21.Рожищв – 3100 (июнь 1941 г.)
22.Софиевка – 3000(1942 г.)
23.Торчин – 3000 (1942 г.)
24.Турийск – 1500(1942 г.)
25. Устилуг – 3000 (1942 г.)8/
С
приходом Гитлера к власти в Германии в ней стала господствовать расистская,
нацистская идеология, в основе которой была заложена идея очищения «жизненного пространства»
для распространения власти и территории арийцев, которыми фашисты считали
немецкую нацию. Они её определяли как «высшую» расу, предназначением которой являлось господство
над другими нациями, порабощение других народов.
Эти
цели не скрывались. В передовой статье эссесовской газеты «Дас Шварце корп» от 20 августа 1942 года цитировались следующие слова Г. Гиммлера: «Наша задача в
том, чтобы германизировать Восток не в прежнем смысле этого слова, т.е. не в
том, чтобы побудить живущих там усвоить немецкий язык и немецкие законы, а в
том, чтобы населить Восток людьми с подлинной немецкой, германской кровью».9/
В
целях осуществления этой задачи, согласно подготовленному генеральному плану
«Ост», подлежали выселению в Сибирь соответственно 80-85, 75, 65 процентов поляков, белорусов и
украинцев. А чтобы достичь указанных цифр, А. Гитлер заявлял: «Нам придется развить
технику уничтожения населения... уничтожения целых расовых единиц».
Стремлением
поработить славянские народы они оправдывали свою экспансию на Восток. Перед «Drank nach Osten» фашисты много сделали для
проведения в жизнь нацистских теорий непосредственно у себя, в Германии,
принявши дискриминационные законы, направленные на изоляцию, ограничение, а
потом и на полную ликвидацию расовых единиц, о которых говорил Гитлер. К
таковым они, в первую очередь, отнесли евреев. Для "окончательного решения еврейского вопроса" был принят ряд антисемитских
законов, прокатилась волна еврейских погромов, евреев лишили их собственности, гражданских прав. Десятки тысяч загнали в
специально созданные концлагеря.
Нападение
фашистской Германии на Советский Союз стало наиболее трагической страницей в
истории евреев. Геноцид по отношению к ним фашисты стали осуществлять с первых
дней оккупации советской территории. Первыми жертвами террора стали воины
Красной Армии, попавшие в окружение или оказавшиеся в плену, коммунисты и
советско-партийные работники, а также евреи. С этой целью, кроме фашистской администрации,
отрядов полиции, в том числе и украинской вспомогательной полиции, гестапо и
подразделений СС, были созданы специальные эйнзацгруппы, основная задача которых
заключалась в очищении захваченных территорий от нежелательного элемента – красноармейцев, коммунистов и евреев.
Вскоре
большинство красноармейцев были отправлены в лагеря для военнопленных,
коммунисты, советско–партийный актив,
которые не смогли скрыться, были расстреляны, и фашисты сосредоточились над
подготовкой к массовому уничтожению еврейского населения.
Жизнедеятельность
евреев сразу же была строго регламентирована специальной директивой от 13 августа 1941 года. До какого идиотизма доходили ограничения, относящиеся к еврейскому
населению, свидетельствуют распоряжения оккупационной администрации города
Луцка. Так, 1 сентября 1941 года Луцкая городская управа
предписала всем евреям постоянно носить на верхней одежде желтые шестиконечные звезды
как спереди, так и на спине.10/ Она детализировала своё распоряжение.
Например, если врач - еврей или
другой медицинский работник работает в халате, то желтая звезда обязательно
должна быть на халате, потому что «в больницах пациент должен знать, что его
лечит жид».11/
Евреи
были поражены во всех правах. Они не могли ходить по тротуарам, по улицам
городов, ездить в общественном транспорте, посещать школы, библиотеки, музеи,
производить покупки на базарах до 10
часов утра. Кустари и ремесленники на окнах своих рабочих помещений обязаны
были вывешивать
табличку
с надписью: «Еврейское предприятие».12/ Приказом луцкого
городского посадника от 11 декабря 1941 года евреям запрещались переезды с
места на место, а их детям — посещать школы. В декабре 1941 года луцкий гебитскомиссар Кольгоф подписал
еще одно издевательское распоряжение, которым евреям под
угрозой смерти Запрещалось стирать одежду и купаться в речке Стырь. И это притом,
что гетто размещалось на берегу речки и в нем царила антисанитария,
отсутствовали моющие средства,
распространялись эпидемии.13/
В
изданном в том же месяце специальном распоряжении «О распределении товаров и
розничной торговле» на одного человека по карточкам выдавалось по 2 кг хлеба и по 200 грамм мяса в неделю. Евреям же выдавалась половина указанного.14/
Массово
увольнялись евреи с работы. Их места занимали поляки или украинцы. Согласно
распоряжения луцкого городского посадника об увольнении медицинских работников,
городской отдел здравоохранения 14 августа
1941 года сообщил об освобождении с
занимаемых должностей целого ряда евреев. Список к
информации прилагался. В нем
несколько десятков фамилий.15/
Если
еврей и оставлялся на работе, то переводился на более низкую должность, или с
него бралась подписка, что он будет работать бесплатно. Например, рентгенолог
городской поликлиники Мотель Финкельштейн остался работать на своей должности,
но оплату за труд не получал.
Чтобы
избежать приема на работу евреев, руководители городских и районных управ
требовали от претендентов на должности заполнения своеобразного документа, в
котором писалось: "Я,
нижеподписавшийся служащий районной управы в Олыке Маркович Степан Павлович,
заявляю, что я и моя жена не походят от еврейских родителей и
дедов. Мои дети не женаты на евреях".16/
Власти
всячески препятствовали переходу евреев из иудейской веры в православие,
униатство или католицизм. Этим последние пытались спастись от смерти, В
государственном архиве Волынской области хранится большое количество заявлений
от жителей еврейской национальности, в которых изложены настойчивые просьбы выдать им документы о переходе в христианство и разрешить
жить на своих местах. Но всем им было отказано. В деле Краевских читаем:
«Жидовка Туня Краевская, рожденная Гендлер, проживала в г. Луцке по улице Набережной.
В 1922 году охрещена в римо–католическую веру и вышла замуж за польского железнодорожника Краевского.
Дня 26 декабря 1941 года Туня Краевская подтвердила своё жидовское происхождение и
с этого времени живет в гетто. Необходимо принять меры к
правовому оформлению сепарации упомянутой супружеской пары".17/
Подобное
имело место во всех населенных пунктах области. Евреи были обложены со всех
сторон, как звери на охоте. Вокруг их создавалась атмосфера ненависти,
неприязни. По отношению к ним разрешались, поощрялись любые меры. Имя еврея
демонизировалось. Все это проходило на фоне разжигания антисемитской кампании,
направляемой гитлеровским руководством и осуществляемой оккупационной
администрацией.
Ко времени
нападения на СССР в фашистской Германии её идеологами были выработаны и
опробованы все необходимые пропагандистские клише, по которым еврейство
отождествлялось с коммунизмом, а существование Советского государства рассматривалось
как попытка установить мировое коммунистическое господство. И чтобы
противодействовать этому, коммунизм надо уничтожить. Поэтому уничтожение
евреев, по их понятиям, не было преступлением, а наоборот, было достоинством.
В
выходящих на оккупированной Украине газетах печатались призывы к полному
уничтожению евреев, в частности такие призывы неслись со страниц газет, которые
издавались на Волыни: «Український
голос», «Haші вісті», «Ковельські вісті», «Горохівські вicті». Вот только некоторые заголовки статей: «Жиды — бациллы разложения»,
«Жиды — самый большой враг человечества». А
газета «Волинь», издаваемая в Ровно и редактируемая
известным ранее в диаспоре, а ныне и на Украине писателем Уласом Самчуком, в
сентябре 1941 года откровенно писала:
"Все элементы, которые проживают в наших
городах, то ли жиды, то ли поляки должны исчезнуть. Жидовский вопрос в данный
момент решается и его решение будет частью плана тотальной реорганизации
Европы».18/ А Ярослав Стецько, соратник С.
Бандеры и небезызвестный премьер созданного 30 июня 1941 года
самостийного украинского правительства, а также муж небезызвестной депутатши
нынешней Верховной Рады, лидера Конгресса украинских националистов Славы
Стецько, писал: «Москва и жидовство — это величайшие враги Украины и носители
разложенческих большевистских интернационалистических идей. Стою на позиции
полного уничтожения жидов и целеобраэности перенесения на Украину немецких
методов экстерминации».19/
Созданная
усилиями оуновцев украинская вспомогательная полиция, которая, по подсчетам В. Масловского,
только в Галичине насчитывала двадцать
тысяч человек, с первых дней оккупации и с первых же шагов приступила к
уничтожению евреев. Атмосфера ненависти, созданная фашистскими идеологами и
идеологами украинского национализма на оккупированной территории Украины,
практически не оставила шансов на жизнь ни одному еврею. Еще до прихода в
города и села оккупантов и немецких ейнзацгрупп формированиями националистов,
созданными ими отрядами милиции были спровоцированы первые еврейские погромы.
Тот же Ярослав Стецько рапортовал С. Бандере: «До сих пор старшины / немецкие офицеры
/ относятся к нам хорошо. Создаем милицию, которая помогает нам жидов устранять».20/ И эти фашистские
выкормыши приступили к своей грязной, кровавой, каиновой работе. Созданная ими
украинская вспомогательная полиция показала полную компетентность, как писала газета «Львівські вістi» в июле 1941 года. Действительно, созданная из местных националистов, эта
полиция прекрасно знала местность, людей и именно она занималась выявлением
«чуждого элемента» среди населения, именно она осуществляла основные
карательные и репрессивные действия по отношению к евреям. Этого не могут отрицать
даже отдельные историки, представители украинской диаспоры. В частности,
известный историк из Канады Орест Субтельный в своей работе «Украина. История»
отметил, что для большой части евреев оккупированной Украины, которая оказалась
в руках нацистов, они вместе с оуновцами создали 50 гетто и 150
концлагерей. За несколько месяцев объединённые силы немецких и украинских
нацистов уничтожили 750 тысяч украинских
евреев.21/
В
21 томе т.н. «Літопису УПА» наводится текст «Отчета руководителя полиции безопасности и службы безопасности» от 6
июля 1941 года. В конце отчета дается высокая гестаповская оценка проделанной националистическими
коллаборантами работе: «Вермахт удовлетворен хорошим ударом против евреев».22/
Особенно
отличилась украинская вспомогательная полиция при создании гетто, этих
своеобразных резерваций, куда сгонялось и где удерживалось еврейское население
до полного его уничтожения. Они, подобно средневековым людоловам, рыскали по
улицам городов, по закоулкам, по чердакам, по кустам и пролескам, добиваясь
полного выявления евреев и помещения их в гетто.
Гетто
создавалось обычно в городах и других населенных пунктах, в которых проживало
большое количество еврейского населения. В него же свозились евреи, проживавшие
в окружающих селах. Территория этой резервации обычно ограждалась колючей проволокой.
С внешней стороны гетто опекала полиция, а внутри его действовали созданные
оккупантами органы управления из самих евреев — юденраты и еврейская, или, как
её называли, желтая полиция. Жизнь в гетто регламентировалась оккупационными
властями, распоряжения которых его узники должны были неукоснительно выполнять.
Постоянно из его обитателей формировались команды. Они под охраной полиции выходили
За пределы гетто для выполнения тех или иных видов работ. Из евреев
специалистов формировались отдельные команды, которые размещались в отдельных
рабочих лагерях. Их привлекали для выполнения работ,
требующих специальных Знаний и квалификации. Эти работники выделялись для
выполнения необходимых для властей работ, требующих квалификации. Значит, для
них создавалась отсрочка и они уничтожались по мере выполнения этих работ. В
этом отношении характерно предписание Луцкой городской управы в подчиненный ей
отдел труда. В нем писалось: «Прошу определить для городской управы от 6 января 1942 года квалифицированных работников евреев, а именно: 3-х портных, 3-шапочников, 1-го кушнира. Эти работники нужны городской управе на протяжении
двух недель /подчеркнуто мною – В. Н./ для пошива теплых вещей для немецкой армии». 23/
Широкая
сеть гетто была создана на Волыни. Гетто в
Луцке было создано 11-12 декабря 1941 года. Для его создания была определена
территория Старого города, ограниченная со всех сторон рекой Стырь, мостом
через речушку Глушец и дорогой на предместье
Гнидава.24/ На этой небольшой территории было
сосредоточено более половины населения города. Территория гетто была ограждена
колючей проволокой, а по периметру несли дозор посты украинской вспомогательной
полиции. Для поддержания порядка и выполнения распоряжения оккупационных
властей в гетто был создан юденрат, которому подчинялась юденполиция, которая
называлась также — желтая полиция. Подобным же образом были созданы гетто в
других городах и населенных пунктах Волыни, а именно:
Берестечко – 5-14
октября 1941 г.
Владимир-Волынский – 1
мая 1942 г.
Горохов
– октябрь 1941 г.
Камень—Каширский
– 1 июня 1942 г.
Ковель
– 21 мая 1942 г.
Локачи
– октябрь 1941 г.
Любешов – май
1942 г.
Любомль – 6 декабря 1941 г.
Мацеев/Луков/
– конец 1941 г.
Маневичи – 2 сентября 1942 г.
Олыка – март
1942 г.
Ратно – март
1942 г.
Рожище – февраль
1942 г.
Торчин – март
1942 г.
Турийск – март
1942 г.
Устилуг – март
1942 г.
Были
созданы гетто также в Несухоиже, Мельнице, Софиевке и Дружкополе, в которых почти что все жители этих местечек были евреями.25/
Загнавши
евреев в гетто, фашисты запрещали им без сопровождения полиции появляться за его пределами. Комиссар луцкого
округа 13 декабря 1941 года
Линднер издал распоряжение, которое было развешено по всему городу: «Выходить
евреям на улицы вне участка, который заселен евреями, категорически запрещено.
Останавливаться на улицах запрещено. Евреи, которые нарушат это распоряжение,
будут наказаны смертью».26/
Положение
евреев в гетто было ужасным. Постоянное унижение, поборы, террор, неуверенность в завтрашнем дне, ожидание смерти усугублялись постоянным и изнурительным голодом,
холодом, или, наоборот, жара в летний зной, антисанитария, отсутствие
качественной воды, использование их обитателей на тяжелых работах – вот лишь
краткий список лишений, которые переживали евреи. Каждый день в гетто умирало большое
количество людей. Часто их трупы много дней находились не захороненными.
Особенно тяжелым было положение детей. Неполучая необходимого питания, многие
из них становились рахитическими. Когда родители умирали или их убивали фашисты
и полиция, маленькие дети долго бродили около их трупов, кричали: «Мама, папа!».
Один из выживших в этом ужасе узников Олыцкого гетто рассказывал позже: «Вместе
со своим братом Ионою мы нередко пробирались в села, в крестьянские хозяйства и
время от времени приносили немного еды. Многие из детей, подобных нам,
были пойманы или убиты полицейскими» .27/
О
нахождении в условиях гетто вспоминал лучанин Ш. Шпиля в книге «Луцк» из серии
мемориальных книг, изданных уцелевшими в годы войны луцкими евреями в 1961 году в Нью-Йорке: «Не со всеми
детьми я встречался в гетто. Мы были разобщены и разделены один от другого.
Один потерял отца и мать и остался сиротой, другой после смерти отца стал
кормильцем семьи, третий был расстрелян за попытку переступить границу своего гетто.
И так каждый был со своей судьбой. А было нам в ту пору 12-13 лет, В моих ушах до сих пор звучат голоса моих товарищей
Мусика, Леона, Авраама, Мойши, Идика, Шенделен, Эстерки, Инды, Брухли и др.»
28/
О
жестокости нацистов свидетельствует Арон Бабух, перенесший ужасы гетто во
Владимире-Волынске: «Гебитскомиссар города Вестерхейде всегда ходил с плеткой.
Не раз видел, как он бил ею за то, что не вовремя ставали в строй. За несколько
дней до массового расстрела Вестерхайде застрелил из пистолета члена юденрата
Симху Бергмана». Он также видел, что и помощница гебитскомиссара, немка Иоганна
Альтфатер вырывала из рук матерей детей и, держа их за ноги, убивала ударом
головы о стены зданий или выстрелами в рот женщин и детей. 29/
Приказ
об окончательном решении «еврейского вопроса» фашистские власти получили летом 1942 года. С этого времени здесь начали
осуществляться акции по ликвидации гетто.
Первыми
жертвами массового расстрела стали евреи из гетто старинного небольшого городка
Олыка Киверцовского района. 28 июля
колонны с тысячами его обитателей под конвоем полицаев потянулись в урочище
Кемпа, где их ждали заранее выкопанные самими же евреями глубокие рвы и
расстрельная команда. Таким же методом, со свойственною немцам педантичностью и
порядком расстрелы проводились и в других населенных пунктах Волыни. Завершена
ликвидация была в указанные в таблице даты:
Берестечко –
7 – 9 сентября 1942 г.
Владимир-Волынский
– 1–15 сентября 1942 г.
Горохов – 15 сентября 1942 г.
Камень-Каширский
– 10 августа 1942 г.
Ковель
– 19 августа 1942 г.
Колки – сентябрь
1942 г.
Локачи – 13 сентября 1942 г.
Любомль
– 1
- 7 октября 1942 г.
Любешов
– 28
августа 1942 г.
Луцк – 23 августа 1942 г.
Маневичи
– 5
сентября 1942 г.
Мацеев
/Луков/ – сентябрь 1942 г.
Ратно – август
1942 г.
Рожище – 23
августа 1942 г.
Торчин – 22 августа
1942 г.
Турийск – август 1942 г.
Устилуг – 1 –15 сентября 1942 г.
Летом
– осенью этого же года были полностью ликвидированы еврейские штетеле
Несухоиже, Софиевка, Мельница, Дружкополь а также расстреляны большие группы
евреев в селах Грояновка Старый Чорторийск, Хотяшов, Крымно, Новая Выжевка,
Озеряны, Купичев, Тур, Млыново, Тростянец, Лавров, Воротнев, Порицк Голобы, Озютичи, Кисилин, Несвичи и др. 30/
Завершив
ликвидацию гетто, фашисты и их пособники -украинская вспомогательная полиция,
националистические структуры в городах и селах – продолжали заниматься «зачисткой».
Они ликвидировали рабочие лагеря. Такой лагерь был ликвидирован в декабре 1942 года в городе Луцке, несмотря на
отчаянное сопротивление, которое оказали им находящиеся в нем. В январе 1943 года подобный лагерь был ликвидирован в селе Воротнев Луцкого
района, во время чего было убито 133
человека.
Во
Владимире–Волынском наряду с основным гетто было создано второе гетто, в
которое были согнаны евреи, имеющие ценные для оккупантов специальности. Однако
и этих «ценных» евреев о ни ликвидировали, но значительно позже, лишь весной 1943 года.31/
Сегодняшние
национал–демократы и их средства массовой информации пытаются замолчать участие
в уничтожении евреев украинской вспомогательной полиции и особенно различных националистических
формирований, таких как: «Буковинский курень», Украинская Повстанская Армия и
даже 14-я дивизия СС «Галичина», а
также участие в грабежах и убийствах некоторой части оболваненных
националистической пропагандой украинцев.
Антисемитизм,
как и предательство, болезни не национальные, а социальные. Участие отдельных групп,
пусть даже и многочисленных, в антиеврейских акциях не может служить основанием
для обвинения целых народов.
Необоснованны
подобные обвинения в отношении украинцев, хотя, как отмечено выше, созданные из
них формирования непосредственно принимали активное участие в создании гетто,
ликвидации их и в массовом уничтожении еврейского населения.
Следует
отметить особую роль, которую отвели фашисты украинской вспомогательной
полиции. Созданные оккупантами ее областные управы, городские и районные
станицы и сельские пастерунки принимали самое активное участие в создании
гетто, транспортировке евреев в эти резервации, сопровождении колонн обреченных
к месту расстрелов и непосредственное проведение их.
Об
этой роли полиции широко известно из немецких документов, а также из показаний
бывших полицейских на следствии во время проведения судов над ними в
послевоенный период, В. Лапчук и П. Белогруд, бывшие полицейские Ковельского шуцманшафтбатальона,
рассказывали, как они охраняли гетто этого города, конвоировали евреев к месту
расстрела в песчаный карьер около села Бахов, присваивали себе имущество расстрелянных,
выезжали для участия в расстреле евреев в Ратно, села Озеряны и Сушибабу
Турийского, Поворск Ковельского районов.
Арестованные
и привлеченные к суду бывшие полицейские Н. Зайчук, И. Лесковский, С. Максимук
и Т. Сохацкий на следствии в марте 1948
года свидетельствовали, как несколько подразделений полиции свели в 103-й карательный
батальон СС, который дислоцировался в Мацееве (Луков) Турийского района. Начиная
с июля 1942 года, этот батальон был занят
в основном в уничтожении еврейских гетто в населенных пунктах области. Н. Зайчук
рассказал, что он «ходил по Мацееву, в домах, подвалах и скрытых местах
вылавливал скрывавшихся от расстрела евреев и доставлял их на сборный пункт в
гетто». А Т. Сохацкий сообщил, что кроме того, что участвовал в расстреле
евреев в гетто поселка Мацеев (Луков), «выезжал в июле–августе 1942 года на расстрелы в г. Владимир–Волынский,
Горохов, Берестечко, Локачи, Турийск». Например, в уничтожении евреев в селе Мельница
Ковельского района 3 сентября 1942 года принимало участие 5 немцев и 97 вооруженных до зубов полицаев. 32/
Цинично
и откровенно рассказывал на суде об уничтожении евреев в селе Крымно
Старовыжевского района бывший комендант Заболотьевской полиции Н. Дуфанец.
Воспитанные
и вскормленные фашистами, украинские националисты после ликвидации гетто
развернули настоящую охоту за теми из евреев, которым удалось бежать из гетто
или спастись при помощи местного населения и укрыться в лесах, на хуторах, в
польских колониях и осадах, в созданных советскими партизанами цивильных
лагерях.
В
конце июля 1943 года печально
известный Роман Шухевич, или генерал–хорунжий УПА, её командующий, которому
нынешние власти ставят памятники и о котором снимают кинофильмы, дал приказ
второму супербандиту Климу Савуру: «Придерживаться инструкции... Жидов, которые
бродят по лесам и пытаются спастись от погибели, ликвидировать выстрелами в
голову и объявлять, что приговор исполнили немцы33/ /подчеркнуто
мною – В. Н. /. Он понимал, что придет время отвечать за преступления и пытался
переложить вину на своих добродетелей. А сегодняшние добродетели националистов
тоже пытаются увести от ответственности как Р. Шухевича, так и его войско.
Несколько
позже тот же Р. Шухевич издал специальный приказ: «К жидам относиться так же,
как к полякам и цыганам, уничтожать беспощадно и никого не жалеть... Беречь
врачей, фармацевтов, химиков, медсестер, содержать их под охраной в полевых
госпиталях и следить за их руками... По окончании работы без огласки
ликвидировать» 34/
Вначале
сентября 1943 года бывший полицай,
оуновец Зеленчук – «Бояр», ставший к тому времени кустовым проводником ОУН–УПА,
вместе с другими бандеровцами обнаружил убежище, где укрывался еврей Аарон Блюм
и два его брата.35/ Все беглецы были безжалостно убиты. Вояки УПА В.
А. Хомик и Ф. И. Миронюк осенью 1943
года близ села Забужье Любомльского района задержали 12 евреев, которые бежали от расправы с территории Польши.36/ Все
они были уничтожены вызванной для этого боёвкой СБ УПА.37/ 15 июля 1943 года оуновцы замучили в селе Велицк Ковельского района
несколько поляков и еврейскую семью, которую они укрывали.38/ И
таких примеров можно привести множество.
В
январе 1944 года, буквально накануне
освобождения области от немецко-фашистских захватчиков, мельниковский легион,
созданный в Теремно под Луцком, которым командовал бывший полковник петлюровской
армии Владимир Герасименко – «Тур», обнаружил под селом Подгайцы Луцкого района
свыше 70 евреев. Конечно же, он дал
команду своим воякам их расстрелять.39/
Совершенно
неверным является расхожее утверждение о том, что евреи безропотно и безучастно
ожидали своей смерти, обреченно ждали конца мучений. Но обстановка, которая
была создана оккупационным режимом, угроза смерти за их укрывательство, делами
зачастую невозможным поддержку им со стороны украинского и польского населения.
Хотя нужно отметить, что и в этих условиях немало волынян, рискуя жизнью своей
и своих семей, все же укрывали евреев от неизбежного уничтожения. Это могут
подтвердить живущие сейчас в Израиле, США, Аргентине, Австралии Давид
Принценталь (Приталь), Фаня Розенблат, Шмуль Боймель, Соня Теслер, Циля Бейч,
Рувим Ройтер и многие другие, которые нашли в семьях волынян кров, пищу и
выжили благодаря этому.
Их
спасители не ожидали ни наград, ни благодарностей. Евреи всегда будут помнить
парикмахера из Луцка Витольда Хоменко, семью Круть из Торчина, семью Солтыс из
Марковичей Гороховского района, Петра Токарского из села Растов Турийского
района, Александра Гнатюка из Маневичей, семью Пилипчуков, Бузь, Лещуков,
Ярмолюков из Любомльского района, 52-летнюю Анастасию Абрамович из Любомля,
которую фашисты расстреляли за то, что она укрывала большую еврейскую семью
Герша Штеренбаума, и многих других.
Сотни
евреев, узников гетто бежали из них и при первой возможности ставали на путь
вооруженной борьбы с оккупантами, мстя за свою землю, за уничтоженных родных и
близких. Они издавали свои боевые группы, устанавливали связи с антифашистским
подпольем, вступали в отряды советских партизан. Именно такую группу создал житель штетеля Софиевка Гад Роэенблат,
которая насчитывала почти тридцать бойцов. Она сначала
действовала самостоятельно, позже влилась в местный партизанский отряд А. Филюка, а потом ушла в
составе рейдирующего партизанского соединения легендарного С. Ковпака. В этом
соединении Г. Розенблат возглавил роту и прошел с боями весь
период войны.40/
Немало
евреев бежало из гетто Камень–Каширска и Маневичей. При помощи партизан они
создали в лесах цивильные, как их называют на Волыни, лагеря и оказывали
народным мстителям помощь в пошиве одежды, обуви, уходе за раненными. А боеспособные юноши и
девушки евреи, как Аба Клюрман, Абрам и Соня Бибер, Аарон Сокол с братьями, три
брата и сестра Цвейбели, вся семья Бланштейна стали мужественными бойцами в
отрядах соединений А. Брянского, Пинского соединения партизан Белоруссии В.
Коржа, в соединении дважды Героя Советского Союза А. Ф. Федорова и других.
В
мемориальной книге «Ковель», изданной на иврите в 1957 году в Тель-Авиве обществом ковельских евреев за рубежом,
обращает на себя внимание помещенная в ней фотография: старый еврей в ритуальной
накидке, обхватив руками установленный на месте массового уничтожения
ковельских евреев памятный столб, читает молитву. Фотография датирована 1944 годом.41/
На этом
временном памятнике четко прочитывается цифра – 18000. Столько его земляков было уничтожено фашистскими извергами и
их прислужниками из вспомогательной полиции в лесном урочище под селом Бахов.
В этой же
книге приводятся тексты записок, оставленных идущими на смерть. Вот содержание
только некоторых из них:
"Любимые сестры! Умираем не своей смертью –
от рук варваров. Укрывались аж до IX. 1942. Дальше уже не могли, потому что нас выдали. Отомстите за нашу
смерть. Молитесь за нас. Гитла Сегал, 1924
г., Этла Сегал, 1924 г. Крепитесь. О
родных мы ничего не знаем. 7.IX. 1942».
«Любимый Юзеф! Отомстите за нашу смерть.
Дора, Атик, Зива Сегал. 12.1Х.1942г.».
«Гидаль!
Отомстите за кровь нашу невинную. Беба Мильштейн».
«Дорогой
Моня! Отомстите за смерть твоего отца., брата и сестры, которые погибли от рук
убийц. Помни, что это должно стать твоей целью в жизни, Фаня Фабвел».
«Невинная кровь еврейская пусть зальет всех
немцев. Отомстите, отомстите, отомстите! Пусть их убьет Перун! Сруль Вайнштейн. 23.
8 .42» ,42/
Фашисты
понимали, что обнаруженные при освобождении Красной Армией оккупированных территорий
места массовых уничтожений станут известны мировой общественности. Они приняли
срочные меры, чтобы скрыть следы своих преступлений. 3 августа 1943 года ими
была разослана директива IVIA-№35(43CC)
командирам подразделений жандармерии, в которой требовалось: «Немедленно сообщить о местах нахождения и количестве могил (обших),
особенно репрессированных». Цель заключалась в том, чтобы вскрыть их и сжечь
трупы.
Среди
документов, захваченных в здании, где размещалось гестапо в Ровно, было найдено
донесение о выполнении этой директивы с перечнем около 200 населенных пунктов, где были зарегистрированы
также захоронения. Среди них несколько и в Волынской области.
Мало евреев
Волыни выжило во время Великой
Отечественной войны. Лишь две тысячи из них пришли на могилы своих близких
после освобождения. По сути, была ликвидирована многовековая еврейская община области.
Уцелевшие развеялись, как былинки по ветру, по всему свету, сохранив в душе
боль и скорбь по погибшим, тоску по земле, на которой родились.
Перед нами,
живущими сейчас на Волыни, стоит задача – сохранить память о
погибших, воздать им должные почести.
Одним из
видов фиксации событий являются памятники -объекты, составляющие часть
культурного и исторического достояния страны и народа. Такими стали памятники
не только мужеству, героизму, но и трагедии, которая постигла еврейский народ в
годы Великой Отечественной войны.
Отъезд из
области родных и близких погибших, равнодушие местных властей и населения, а в
ряде случаев и проявление вандализма привели к тому, что места массового
уничтожения евреев остались без внимания и присмотра. Временные памятники разрушались,
насыпи разравнялись,
ограждения пришли в негодность и исчезли, а на отдельных захоронениях, к сожалению,
велись хозяйственные работы, сооружены различные объекты.
В начале 80-х годов эти факты
встревожили общественность, и уже в 1986–1991 годах памятники на
местах массового уничтожения евреев были установлены в городах
Владимире-Волынском, Луцке, Любомле, поселках Локачи, Торчин, Ратно, Шацк, ряде
сел области.
Следует
отметить, что все эти памятники были установлены органами Советской власти за
счет местных бюджетов, без привлечения спонсорских средств.
10 июня1990 года при большом стечении народа
состоялось открытие мемориального комплекса на месте расстрела евреев Луцка и
окрестных сел. В
церемонии принимала участие группа евреев, бывших жителей Луцка, из США, Израиля
и Германии во главе с президентом Всемирной
федерации волынских евреев Якубом Эльбиртом.
Урочище
Причищизна около села Полонка Луцкого района. Именно здесь в августе–сентябре 1942 года
расстреляно свыше 25 тысяч евреев. В
центре захоронения - холм, высотой 3
метра, к вершине которого ведут каменные ступени. Здесь установлен памятник из
гранита. На нем выбит текст на украинском, иврите и идиш, который
свидетельствует о событии, происшедшем в 1942
году. Холм огражден 1,5-метровым
чугунным забором. По периметру захоронение обрамляет кустарник. Вдоль выложенной плитами дорожки высажены деревья и цветы.
Это
место взято под охрану государством и находится в ухоженном состоянии.
После
установления независимости Украины, провозглашения демократизации и открытости
было произнесено много слов об увековечивании
памяти погибших. Но дальше дело, к сожалению,
почти не двигалось.
За
период с 1992 по 2002 год в области продолжалась работа
по приведению в порядок мест массового уничтожения евреев, но ее финансирование
в основном осуществлялось общинами волынских евреев, которые созданы за
рубежом.
Активизировалась
работа по установлению памятников с созданием в 1989 году областного общества еврейской культуры. Усилиями
энтузиастов, в первую очередь доброй памяти Ицека Хилевича Финкельштейна и
общин волынских евреев из Израиля и США, началось установление на местах
массового уничтожения памятников из долговечных материалов – гранита, мрамора, лабрадорита и базальта, упорядочение территорий.
В
последние годы увековечивание памяти погибших евреев на Волыни нашло отражение
в музейных экспозициях, широко освещается в прессе, по телевидению, на радио области. Об их открытии снят телефильм, в частности
«Праведниками не рождаются».
Активное
участие в этой работе берут Луцкая еврейская община прогрессивного иудаизма и луцкое
отделение Ровенского еврейского благотворительного общества «Хесед-Готлиб».
Завершается паспортизация и каталогизация мест массового захоронения евреев и
составление путеводителя по ним, разработка туристических маршрутов.
В
области была проведена большая по объему и значению работа общественностью,
местными властями и членами общин оставшихся в живых евреев Волыни, чтобы увековечить память о безневинных жертвах Холокоста. Работа
продолжается и дальше. На сегодня выявлены и задокументированы места
захоронения, на которых еще не установлены памятники.
В
мае 2002 года временный памятник был
установлен на месте расстрела евреев села Тростянец Киверцовского района.
Весной 2003 года такой же памятник установлен
на месте трагедии евреев поселка Голобы Ковельского района .В 2005
году были установлены памятники в селе Пульмо Шацкого, в селе .Тойкут( на
месте, где в годы войны было уничтожено еврейское местечко Несухоиже и его
жители) Ковельского, ,в с.Журавники( на месте,где в годы войны было уничтожено еврейское
местечко Дружкополь и его жители) Гороховского районов. Проведено
благоустройство и установлен новый памятник в поселке Олыка Киверцовского
района. Памятная плита установлена на могиле девятнадцати евреев и семи цыган в
селе Межисыть Ратновского района ,расстрелянных фашистами и полицией в апреле
1943 года..
. Для более полного освещения трагедии
волынских евреев, продолжаются поиски в архивах еще не выявленных документов,
изучаются воспоминания свидетелей. Планируется упорядочить места захоронения и
установления памятников и памятных плит в г. Устилуге, селах Гончий Брод, Здомышль,
Залухов, Любязь, Новая Выжевка, Марковичи, Несвичи, Миляновичи., Сокол, Фалемичи.
Члены
Волынской еврейской общины понимают, что память о погибших в молохе войны от
бессмысленной расовой нетерпимости, светлая память о тех, кто стал жертвой
кровавого геноцида всегда должна жить в сердцах нынешнего' и будущих поколений.
Кто не помнит прошлого, обречен на его повторение. А этого допустить нельзя.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. ХОНИГСМАН Я. , НАЙМАН А.
Евреи Украины. Краткий почерк истории.
Часть I. - Киев, 1993
г., стр. 5.
2.
Літопис руський (у перекладі. МИХНОВЦЯ Л.), - К., 1989
р., стор. 445
3. НАДОЛЬСЬКА В. Етнічні процеси на Волині (кінець 30-х
– 90–ті
роки XX століття) . Волинь у новітній історії
української державності. Збірник наукових праць,
Луцьк, 1999р., стор. 101-112.
4. КРАМАР Ю. Національні меншини в політиці
воєводської адміністрації Юзефського Г. на Волині (1928-1936) Науковий вісник ВДУ
ім. Лесі Українки, - Луцьк, 2000, № 1, стор 83-83.
5. КУЧЕРЕПА
М. Етнодемографічні зміни у Волинському воєводстві (1921-1939рр.). Науковий вісник
ВДУ. Історичні науки - 2000, № 3, стор. 97 -105.
6. Луцьку-900
років (1085-1985) - Збірник документів і матеріалів. – Київ, Наукова думка. 1985р., стор.
90-93, 96-97.
7.Там же, стор 119.
8.СПЕКТОР Ш. Геноцид волынских евреев 1941– 1944 гг. (на
английском
языке). Яд Вашем, Иерусалим, 1990 г., стр. 362-364.
9. ШУЛЬМЕЙСТЕР Ю. Гитлеризм
в истории евреев. Киев, изд-во политической литературы,
1990 г., стр. 50.
10. Государственный архив
Волынской области (ГАВО) ф. р-1,
оп. 1, д. 114.
11.ГАВО ф. р-1, оп. 1, д. 256.
12.ГАВО ф. р-2, оп. 2, д. 1, л. 16.
13.ГАВО ф. р-2, оп. 2, д. 1 л. 121.
14.ГАВО ф. р-1, оп. 1, д. 314, л. 6.
15.ГАВО ф. р-1, оп. 1, д. 314, л. 48.
16.ГАВО ф. р-1, оп. 1, д. 314, л. 12.
17.ГАВО ф. р-2, оп. 2, д. 14, л. 22.
18.Газ. «Волинь», - Ровно, сентябрь
1941 г.
19.ЦГАВОГВ ф. 3833, оп. 3, д. 7, л. 5 - 6.
20.ЗАРИЧАНСКИЙ М. Холокост по–оуновски, – Луцк, 2001 г., стр. 10.
21.СУБТЕЛЬНИЙ О. Україна. Історія, - Киів, 1993 р., стор. 573.
22.Літопис УПА. Торонто, 1991 р. т. 21, стор. 53
23.ГАВО ф. р-1, оп. 1, д. 114, л. 32.
24.Государственный архив Российской
Федерации (ГАРФ) ф. 7021 оп. 55, д. 7, л. 6, 49.
25.СПЕКТОР Ш. Геноцид волынских евреев..., стр. 366.
26.ГАВО. Библиотека, инв. № 106.
27.СПЕКТОР Ш. Геноцид волынских евреев..., стр. 366.
28.Луцк. Мемориальная книга... (на
иврите), 1961 г., Нью-Йорк, стр. 454–455.
29.ШУЛЬМЕЙСТЕР Ю. Гитлеризм в истории евреев..., стр. 244.
30.Использованы материалы из книги СПЕКТОРА Ш. Геноцид волынских евреев, стр. 366-367.
31.РОСА Э. Воспоминания лет, прожитых на
Волыни. Торонто, 1996 г., стр. 164-165.
32. Живыми остались
только мы. Свидетельства и документы. Редактор и составитель д–р Борис
Забарко.. – Киев, 1999 г., стр. 359.
33.ПРУС Э. Тарас Чупринка, гетьман УПА
и великий инквизитор ОУН (на польском языке). Вроцлав, 1998 г., стр. 114.
34.ПРУС Э. Холокост
по-бандеровскм (на польском языке), Вроцлав,
стр. 23.
35.ПРУС Э. Холокост
по-бандеровски…, стр. 150-151.
36.ЗАРИЧАНСКИЙ М. Холокост по-оуновски..., стр. 37.
37. Там же, стр. 38.
38.СЕМАШКО В. Преступления украинских
националистов, совершенные ими по отношению польского населения Волыни
(1939-1945) (на польском языке).Варшава, 2001 г., т. 1, стр. 396.
39.ЗАРИЧАНСКИЙ М. Холокост по-оуновски…,
стр. 36.
40.НАКОНЕЧНЫЙ В. Холокост на Волыни: жертвы
и память. Газ «Еврейские вести», сентябрь 2002 г.
41.Ковель. Мемориальная книга, (на иврите). Телль–Авив, 1957 г.
г., стр. 499.
41.Там же, стр.
482–498.