Винницкий Краеведческий Музей сектор этнографии

Историко-этнографическое общество «ЗАХОР» зав. отделом

Алла Липская

 

 

 

САКРАЛЬНЫЕ ИУДЕЙСКИЕ ВЫШИВКИ В КОЛЛЕКЦИИ ВИННИЦКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

 

 

 

В фондах ВКМ сохраняются памятники сакральной и духовной культуры трех главных конфессий Подолья (православия, католицизма, иудаизма). Что касается памятников иудейской культуры, то они делятся на несколько групп хранения: документы, старопечатные книги, керамика, металл, дерево, ткани.

Ткани представлены вышитыми чехлами на свитки Торы (Тора-Мантл), чехлом для мацы на Пасхальный Сейдер, вышитым полотенцем.

Один из чехлов на Тору выполнен женщинами еврейской общины местечка Тывров Винницкой области в 19 столетии. Чехол сшит из разных, по качеству, кусков черного бархата. Вышивка выполнена металлическими нитями и пластинками золотистого цвета старинной техникой «по-карте». Металлические нити накладывались на подстилку из картона, закреплялись по контуру, выполнялись двумя или более слоями простой глади.

Вышивка приобретает рельефность и имитирует металлическую пластику. Особое внимание в этой вышивке уделяется четко выписанным линейным контурам.

Декор этого чехла делится на три части - верхняя состоит из антитетичных фигур львов. Между фигурами львов - корона.

Такой сюжет является составной частью композиции мацейв, которые мы встречаем на старых еврейских кладбищах Подолья. В центральной части чехла вышитый «жест коганим», чуть ниже фигура двуглавого орла -символа Российской империи. Эти графемы использовались в декоре памятников как материальной, так и духовной культуры евреев зоны оседлости.

Композиция чехла зрительно делятся на три части вышитыми на иврите словами.

Их часто употребляют для украшений предметов ритуального назначения. Слова эти взяты из трактата "Пиркей Авот" - "Поучения Отцов", глава 4, стих 17:

"Раби Шимон говорит: "Есть три короны: Корона Торы, Корона Священства (Кегуны) и Корона Царства, но корона доброго имени возвышается над ними". Коментаторы спрашивают: "...почему раби Шимон упоминает только 3 короны, — ведь их 4." И отвечают они на этот вопрос так: "Потому, что упомянутые в начале 3 короны являются действительно таковыми только в том случае, если над каждой из них возвышается корона доброго имени, корона добрых дел."

Обрамляет центральную часть декора растительный орнамент состоящий из двух стилизованных деревьев жизни «эц хаим» и четырех цветов-розеток, которые в свою очередь являются элеметами целостных декоративных композиций деревянных формочек для пряников на праздник ПУРИМ (коллекция ВКМ, ВХМ)

Художественно-типологическое решение этого сюжета поддерживает наиболее древний слой художественной вышивки выработанный в предыдущие периоды истории еврейского народа.

Примером использования в оформлении культового предмета урбанистического общеевропейского растительного орнамента, является другой чехол из коллекции нашего музея. Он вышит той же техникой «по-карте» металлическими нитями с добавлением многоцветных тканей, накладываемых на картон и обшитыми металлическими нитями.

В застывшую схему иудейской традиции еврейского декора -/жест коганим, Кетер-Тора,/мастерица внесла свободный от национальных традиций фитоморфный

орнамент состоящий из стилизованных цветов, листьев, ветвей.

Чехол для мацы на Сейдер Песах представляет собой квадрат сшитый из двух тканей - верхняя белая, нижняя из красной ткани. Шов, который соединяет эти части украшен бахромой из металлических нитей терракотового цвета. Чехол состоит из трех конвертов. К каждому пришит небольшой прямоугольник, на котором, на иврите, вышиты слова - «Коганим, Левит, Исраэль».

В центре декора веночек сплетенных роз с листьями выполненными нитками мулине пяти тонов техникой крест.

Секундарная часть орнамента обрамляющая по краям чехол из двух цветных цепочек соединяющихся одна с другой. Надписи на иврите вышиты красными нитями. В центре композиции «В будущем году в Иерусалиме!», по краям чехла описан порядок праздника (мнемоническое правило).

По четырем краям чехла стилизованный трехцветный цветок           в вазоне. Этот элемент часто встречается в декоре предметов материальной культуры.

Мастер этой композиции опираясь на круг выработанных эстетических норм своей общины, внесла в общее достояние свое личное, но это личное в свою очередь, не выходит за рамки вкусов и норм коллективного представления о прекрасном.

Сайт создан в системе uCoz