«ХаАрец» 02.09.04
Командиры Армии Обороны Израиля первыми осознали моральную опасность, которую несут в себе «махсомы» (блокпосты израильской армии на оккупированных палестинских территориях – прим. перев.), - задолго до того, как израильская публика в целом обнаружила готовность выслушивать истории о грубом и доходящем до издевательств поведении солдат на блокпостах. С места событий поступали рапорты о «проверках», длящихся часами, об угрозах, о приставаниях к женщинам, об оплеухах, о конфискациях книг и компакт-дисков, о гранатах слезоточивого газа, которые швыряют в ожидающие автомобили, о протыкании шин, разбивании ветровых стекол и о стрельбе с целью запугивания. Такое поведение не вызвано требованиями «безопасности». Напротив, оно только подливает масла в огонь жажды мщения.
Именно поэтому командиры решили, что нужно проводить семинары на тему
поведения на «махсомах». Более того, они даже приветствуют присутствие на
«махсомах» женщин из организации «МахсомВотч». И есть такие, кто тешит себя
иллюзией, что «правильное воспитание» позволит сделать «махсомы» «гуманными».
Эта иллюзия сродни убеждению, которое питали в 1970х те, кто верил, что
поселения строятся с целью обеспечения безопасности. Те, кто обманывает себя в
наши дни, любят забывать, что блокпосты не расположены на границе суверенного
государства. Они, в основном, размещены
в глубине оккупированной территории Западного берега Иордана. Сколько военной
силы – которая могла бы гораздо лучше защищать гражданский тыл, охраняягосударственную
границу – поглощают «махсомы»? Те, кто внушают себе, что «махсом» может быть
«гуманным», забывают об его роли в поддержке поселенческой политики.
Есть блокпосты, на которых солдаты чрезвычайно вежливы, например, «махсом» Бейт-Эль.
Там проезжают на своих автомобилях дипломаты и высокопоставленные палестинцы,
амбулансы и журналисты. Здесь кого-либо задерживают относительно редко. Возможно,
вид чистеньких, блестящих машин и дипломатических пропусков вызывает у солдат
чувство уважения, которое не возникает, когда им приходится стоять перед
теснящейся, пыльной, потной, раздраженной толпой.
Этот блокпост – через который «обычные» палестинецы, которых тысячи в
близлежащих деревнях, не могут пройти – преднозначен для того, чтобы обеспечить
покой поселенцев в Бейт-Эле, Офре и Псагот и в аванпостах Гиват Асаф и Мигрон.
И не просто покой, но и возможность для правительства расширять эти поселения,
с тем чтобы обеспечить непрерывность еврейских территорий на Западном берегу.
Это и есть задача «махсомов», расположенных в глубине палестинских территорий.
С другой стороны, блокпост Каландия существут для того, чтобы обеспечить,
как в сознании людей, так и в реальности, аннексию Израилем большой территории
к востоку от Зеленой черты. Воткнутый между густонаселенным палестинским
пригородом Иеруалима А-Рам и примыкающими к нему с запада деревнями с одной
стороны, и Рамаллой – с другой стороны, этот «махсом» формирует два изолированных
«бантустана». Другие «аннексирующие» «махсомы», которые рсположены на известном
расстоянии от Зеленой черты – и которые укрепились в сознании людей как
составляюшие «границу» - размещены, к примеру, на восток от израильского
арабского города Тайбе, к югу от Калькилии на «фруктовом перекрестке», на шоссе
Гиват-Зеев – Модиин («махсом» Харбата) или возле Хуссана, для защиты поселения
Бейтар-Илит.
Солдаты могут учиться хорошему поведению на десятках семинаров, но от этого
не изменится их функция: обеспечить исключительные права евреев – если брать шире,
речь идет об одном только праве евреев переехать из Тель-Авива жить на Западный
берег, тогда как палестинцам не разрешено переехать и поселиться в Тель-Авиве.
И вот, для того, чтобы подтвердить право на существование аморальных
принципов этой действительности, солдатам и приходится объяснятся, извиняться и
оправдываться перед израильской общественностью.
Это – трудная задача и для тех, кому уже за 50, так разве она посильна тем,
кто родился через 17 лет после начала оккупации? Если бы от солдат действительно
требовалось обращаться с теми, кто проходит через блокпост, как с равными себе
человеческими существами, у них неизбежно возникли бы вопросы относительно их
службы в целом.
В обществе, где выражение
«помешанный на армии» несет положительную окраску, только у немногих
хватает смелости перевести эти моральные вопросы в отказ от службы, который
влечет за собой тюремное заключение. Многие другие находят менее открытые способы
освобождения от службы. Но большинство пожилых и молодых, которые продолжают
служить на «махсомах», не могут не усвоить психологии превосходства над
другими, укорененной в политике «исключительных прав». Иными словами, они видят
в проходящих через посты палестинцах людей, которым «полагается» меньше, чем
евреям, то есть людей «низшего порядка» по сравнению с евреями – и уже поэтому
эти люди в их глазах достойны унизительного обращения.