Владимир-Зеев Гольдин

Еврейская педагогическая традиция

 

Дважды нобелевский лауреат Мария Склодовская-Кюри отказалась отдавать свою дочь Ирен (тоже нобелевского лауреата в будущем) в обычную школу. Известен её изрекизм "Я думаю, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы". Подобных изрекизмов особенно много у американцев.

"Школы часто разрушают человеческий дух" (Дж. Леонардо); "Они разрушают ум и сердца наших детей" (Дж. Козол); "Школы не способствуют развитию ученика как человека" (Ч.Паттерсон). "Из всего, что предназначается на земле для людей невинных, самое ужасное - это школа. Начать с того, что школа - это тюрьма. Однако в некоторых отношениях она еще более жестока, чем тюрьма. В тюрьме, например, вас не заставляют читать книжки, написанные тюремщиками и их начальниками... даже в те часы, когда ты убегал из этого стойла, из-под надзора тюремщика, ты не переставал терзать себя, склоняясь над ненавистными школьными учебниками, вместо того, чтобы отважиться жить" (Джордж Бернард Шоу).

На фоне таких лозунгов выступил родившийся в Вене американец Иван Иллич заявив, что школу надо ликвидировать. Его книга на эту тему так и называется "Общество без школ" Только такое общество, по мнению Ивана Иллича, остановит происходящую сейчас деградацию человека , общества, и планеты.

Жан-Жак Руссо отрицал школу и культуру , и предлагал вернуться у природе ещё пару столетий тому назад. Издержки цивилизованного существования видны были уже и ему. Сегодня экологическое и моральное загрязнение и вырождение людей европейской, по крайней мере, культуры очевидны, но телега с компьютером и мотором продолжает лететь в пропасть.

Вот так думает бывший кардинал Иван Д. Иллич - директор знаменитого Межкультурного Центра в Cuernavaca, Mexico. Он получил формальное образование в Вене, Зальцбурге и Риме; он был вице-ректором Католического Университета Пуэрто-Рико, пока не поссорился с церковью. Теперь целиком независимый от церкви его центр процветает как уникальный и необычный образовательный форум.

Иллич предлагает жить, непосредственно заботясь друг о друге, то есть руководствуясь идеей совместного выживания. По Илличу, выживанию мешает "модернистский" способ понимания мира, который устанавливается и поддерживается школами.

Ребёнок вырастая под крышей школы привыкает зависеть от школы в получении образования, и становимся зависимыми от ученых и других членов "модернистского профессионального духовенства" и теряет способность думать сам, самостоятельно искать знание Право же модернистский оборот мысли - наука, как "опиум для народа" . Именно так по Илличу, школа (от детсада и до докторантуры) подобна могущественной церкви.

"Школьная система сегодня выполняет триединую функцию, характерную на протяжении истории для могущественных церквей. Она является одновременно хранилищем социальных мифов, средством узаконения противоречий, содержащихся в этих мифах, и центром ритуальных действий, воспроизводящих и поддерживающих расхождения между этими мифами и реальностью".

"Поклонение науке и формирование элиты ученых привело к установлению монополии на мышление. Понимать мир - естественная потребность человека, а знание - вырастающая из этой потребности естественная ценность, но поклонение науке лишает человека способности порождать, вырабатывать знание. А научная церковь даёт знание, эффективность которого в решении человеческих проблем всегда будет ограничена теми самыми технологическими рамками, для поддержания и сохранения которых оно и создается.

Обычный человек теряет всякую возможность собственного нетривиального понимания, люди становятся зависимыми от профессиональных производителей знания, а это ведет к параличу нравственного и политического воображения, создается познавательная беспомощность, которая "основывается на иллюзии, что знание отдельного гражданина имеет меньшую ценность, чем знание науки".

Первое якобы есть лишь мнение, оно субъективно и исключается при принятии политических решений. Второе якобы объективно - добыто наукой и провозглашено ответственными лицами. Это "объективное" знание и используется в процессах принятия политических решений." Боюсь , что это только хотелось бы. На самом деле пути принятия политических решений неисповедимы. Особенно в России и, насколько мне известно, в Израиле.

Но, несомненно - школа и технология управления две стороны одной системы. И как же быть с парадоксом школа вредна, а без школы нельзя? Ведь под лозунгами близкими к Илличу американская школа уже не способна дать достаточно квалифицированных людей.

В 1999 году конгресс США увеличил число виз для специалистов с установленных ранее 60 тысяч до 115 тысяч. Причиной увеличения иммиграционных виз является недостаток квалифицированных специалистов в технологических отраслях США.

По данным калифорнийского исследовательского института, иммигранты из Китая и Индии являются исполнительными директорами в 2275 компаниях, представляющих 24% всех компьютерных фирм Силиконовой Долины. И это только начало. Китайцы и индусы составляют, по наблюдению бывшего сотрудника института Ландау, большинство студентов например в Принстоне. Варваризация умирающего Рима невольно приходит в голову.

Со времён знаменитой книги Шпенглера "Закат Европы" краски этого заката явно сгустились. От 13 до 24 процентов может составить в ближайшие полвека сокращение численности населения европейских стран. Таков прогноз национального института демографических исследований Франции, опубликованный в последнем номере научного журнала "Население и общество".

Странный парадокс: Свобода и богатство почему-то пахнут вымиранием. А рабство и нищета приятнее пахнут?

Люди часть попадают в капкан неверных "или-или", хотя наш век ввел в массовое философское сознание принцип дополнительности. В еврейской философии он существует испокон веков. Грозный Судия и Милосердный. Вездедействующий и Ненаблюдаемый. Все предопределено , но свобода выбора есть.

Преодоление любого такого парадокса достигается грубо говоря поумнением , переходом от более примитивных моделей реальности к менее примитивным. Что, школа принципиально не может быть средством удовлетворения естественной потребности в знаниях, а общество принципиально не может быть нацелено на максимизацию человеческого потенциала?

Думаю, что может, но менять надо действительно многое в правилах человеческого общежития. И, прежде всего, цель. И ни какая другая цель, кроме роста качества народов не спасёт.

Уже был и фашизм "убьём слабых и получим более качественный народ" и социализм "защитим слабых и получим более качественный народ" . Оба направления мысли и действия провалили задачу и сама эта задача стала для большинства плохо пахнуть.

Но осталась. И всегда была и именно о ней идет речь во всем тексте Книги Книг. И даже отбор там описан, только не дарвиновский, который почему то принято считать естественным (сильный убивает слабого -это для эпохи захвата конечно очень естественно - научное оправдание политической практики). Но главное средство там же и описанное ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ.

В XX веке появились (и продолжают появляться) различные образовательные системы, которые провозглашают в качестве основной ценности развитие личности в процессе образования. Популярный в США Джон Дьюи, привил мысль , что сам по себе рост личности является единственной нравственной целью, что нравственный смысл демократии состоит в ее вкладе в личностный рост каждого члена общества.

Иллич разумно заметил, что не просто совокупность личностей нужна , но именно коллективно действующая для "совместного выживания". Иными словами не о качестве лишь отдельных личностей должна быть забота, но о качестве народа.

Поскольку термин "качество народа" ассоциируется с евгеникой , а та с геноцидом, а проблема не ждет, то придумали эвфемизмы "социальные ресурсы", "человеческий капитал" и другие.

Не думаю, что эти термины пахнут лучше, не очень это приятно чувствовать себя чьим -то ресурсом, или капиталом.. Но попробуем пережит свои эмоции и займемся проблемой как таковой. То есть попробуем подняться на следующий уровень умности.

Прав Иллич - образование и воспитание являются основными рычагами управления (самоуправления) народа. Крах образования - первый этап краха народа. Нельзя направить школу не туда, куда рвётся общество. Народ должен быть всеми политическими институтами нацелен на рост своего качества.

Чтобы люди и организации научились , надо , чтоб они хотели, поэтому система обучения даже и очень дорогая (как например в США ) лишенная базиса в систем стимулирования оказывается куда менее эффективной, чем гораздо более дешевая (как например в Южной Корее и Китае), но дающая учителям и ученикам мощную мотивацию.

Учатся Только если есть желание учиться. Вот яркая иллюстрация того как решающее влияние на эффективность педагогического процесса оказывает общая целевая установка общества. Группа профессора психологии Х.Стивенсона из Мичаганского университета проводила в течение более 10 лет сравнение уровня подготовки азиатских и американских школьников в чтении и математике.

Исследования Стивенсона продемонстрировали, что, например, американские дети, только еще поступающие в первый класс школы, при огромном различии между ними, все-таки в среднем неплохо читают: в массе лучше, чем китайцы, тайваньцы или японцы. Но уже к пятому классу это преимущество полностью теряется.

Подготовленность к математике у первоклассников из Пекина много выше их сверстников из Чикаго, а к пятому классу чикагские дети отстают и от китайцев, и от японцев, и от тайваньцев еще более..

Причина такого явления не в бездарности чикагских детей, а в том что "Превалирующим желанием детей с Востока оказалось желание получить образование. У чикагских детей главенствует желание стать богатым или получить в подарок какие-то вещи. Китаец учится, чтоб постичь основы, европеец, чтобы извлечь пользу."

Не трудно заметить, что веками евреи пожизненно постигали основы, даже вопреки наглядной пользе иных занятий. Но при этом почему-то чаще других оказывались на вершине экономической пирамиды. При этом подчёркиваю , еврейская система обучения веками содержала лишь основное человеко-образующее религиозное образование.

Конечно, современная система обучения должна включать и средства профессиональной подготовки, что тривиально. Менее тривиально, что и средства массовой информации - часть Школы. Очеловечивание мозговитого зверя не проходит без них. Они несут и знания и стимулы. Слава, или изящно выражаясь - информационное поощрение, тем выше ценятся, чем выше способности и претензии человека..

В систему стимулирования наряду с экономическим и информационным поощрением, увы,  необходимо и судебное наказание. Огромное и, увы, отрицательное педагогическое влияние имеет сам факт неэффективности, громоздкости медлительности суда и узаконенной зависимости решения суда от толщины кармана истца и ответчика (я имею ввиду не подкуп суда , а вполне законную покупку адвоката ).

Надеюсь , что оценивая суд по критерию эффективности его стимулирующих воздействий для улучшения качества народа может быть удастся радикально улучшить его работу. Первостепенное значение суды в еврейском самоуправлении и огромный пласт еврейских традиций касающихся работы суда достойны серьёзного исследования. По существу основы педагогической системы иудаизма изложены в "Поучении отцов" и первым адресатом этих поучений были судьи народа. Вот и приблизим глаза мы и перейдем к рассмотрению еврейских педагогических традиций.

Иудаизм как педагогическая система

Доступные человеческому восприятию и воздействию аспекты бесконечной суперприроды (иерархия миров в терминах кабалистов) описываются в приблизительных антропоморфных терминах : любовь, милосердие , благоговение , страх.

В самом первом, сугубо прикладном приближении (подобном представлению инженера о сути физики) можно воспользоваться аналогией со сверхцивилизацией, время существования которой стремится у бесконечности, скорость роста разумности и мощности так же стремятся к бесконечности. И вот уже всё ей подчинено, и, главное, внутри себя она так тщательно согласована.. что её МЫ действует как единое и единственное сверх-Я, более того, как совокупность законов суперприроды, у которых нет исключений.

Для иудаизма это прежде всего Законы Абсолютной Морали для изучения и внедрения которых и избран еврейский народ, и даны ему пути достижения необходимой для этого "гениальности". Вспомним ещё раз, что эффективность этих путей доказана прямым экспериментом. Мы - евреи не только живы вопреки всем условиям полного исчезновения, но ещё и вызываем мистический ужас антисемитов своей вездесущей пассионарностью.

Соответствующий постулат иудаизма гласит - человек рождён, должен и может управлять всеми силами природы, то есть быть суперменом.

Циолковский добравшись, как практически все великие умы, до проблемы Создателя (Причины Космоса), писал, что гений - это просто совершено здоровый человек. Почему же большинство людей больны?

Хороший вопрос. Причин бездна, но главная одна. Сколько правильных образов жизни? А неправильных? В том то всё и дело.

Почему от римлян и вавилонян остались грандиозные сооружения, а от евреев - евреи? Что строили, то и осталось.

Итак, Еврейский образ жизни. Что в основе? Мир создан для счастья и наслаждения. Но что есть наслаждение по-еврейски? Наслаждение - это то, что заряжает нас энергией, основой ещё большего наслаждения, основой ещё большего роста, основой максимизации потенциала, основой счастья.

И кто же этого не знает? А многие ли умеют? Увы "умно думая и глупо действуя, мы и проводим дни своей жизни".

Поднимите руки счастливчики, которые ни разу в жизни не убивали время, в том числе и дорого оплаченное время, в том числе и время как бы высших наслаждений. Как там у Окуджавы: "Когда ласкать уже невмочь и отказаться трудно".. "Умно думая и глупо действуя, мы и проводим дни своей жизни". Не так ли?

Таков побочный результат как бы очень рационального профессионального образования. Рабочее место рефлекторно вызывает к делу механизмы умных мыслей, нерабочее- отсутствие всяких. Слишком много идей лежит на профессиональных полочках. Совсем неплохо… для идей производственно-технического назначения и абсолютно не годится для идей самосозидания. Для этого нужны не просто мысли, но мыслеощущения, побуждающее к действию, контролирующее поступки.

Ознакомиться с мыслью(идеей) лишь начало. Полный процесс (согласно раву Шломо Шварцу) включает:
Подготовку почвы (вспашку) - то есть создания состояния вопроса. Ответ без вопроса не воспринимается..
1) Имплантацию (посев) идеи, чтоб она проросла, то есть дала отростки - следствия и плоды - практические выводы. Понятая идея - не та, которую я могу повторить, а та, которую я могу развить.

2) Жатву - то есть выбор и сортировка выводов. Что приемлемо - "съедобно", а что вызывает отрицательные эмоции - и почему?

3) Следующая ступень - "еда", усвоение идеи, включение в себя, в свои действия, привычки, мотивы поведения. Вплоть до эмоциональных реакций, уже не только не требующих усилий, но и наоборот, препятствующих ошибочным случайным действиям. Усвоивший и значит - "обретший свойства".

Иудаизм как педагогическая система основан на мыслеощущениях толкающих человека к действиям. Знания несут в себе мотивацию, а мотивация расширяет возможность научить и научится. Можно сказать, для иудаизма важна "мысль побуждающая", а не информирующая только.

Следующий вопрос - откуда брать зерна, то есть каковы источники идей, источники знаний?

1)Общение с книгой (компьютером, фильмом, концертом, и прочими видами не возбуждаемой вашим личным обаянием информации)

2) Общение с человеком - устная традиция, информация возбуждаемая и вашим личным обаянием, умением общаться и что-то давать взамен.

3) Общение с собой - психология сознания и подсознания, аутотренинг, самонаблюдение.

4) Общение с Создателем. Для кого-то это озарение, пророческое видение, а для кого-то, как заметил математик Томас Харди, это основной процесс сотворения абсолютно новых идей в любой отрасли науки.

Харди оценил вероятность случайного появления принципиально новых идей. Она так мала, что наблюдаемый поток идей требует наличия Источника.

Общению с книгой, компьютером и т.п. посвящена огромная литература и нет смысла её здесь цитировать. А вот вопрос общения с человеком с целью научится ещё чему-нибудь как то так скромно обойдем массовым вниманием.

Однако на фольклорном уровне, на уровне устной традиции научных учреждений изречения из "Поучения отцов" вполне работают.

1)      Служи мудрецам.

2)      Дели тяготы с другом.

3)      Увеличивай мудрость учителя.

4)      Не приписывай себе чужих заслуг.

5)      Ссылайся на источник.

Вот другие детали той же системы коллективного выживания вообще и коллективного саморазвития в частности ..

Старайся:

-быть любимым,

-быть скромным,

-обладать долготерпением,

-знать свое место.

Эти элементы, как, можно догадаться, отвечают за решение социально-психологических проблем. Детализирую лишь последнее, ибо в русской традиции оно звучит уничижительно, а в еврейской значит именно то что сказано, то есть знай то место, которое твоё (ты там нужен, полноправен и счастлив).

Так выглядит фундамент крупным планом. Очертим некоторые детали. Рассмотрим некоторые правила.

Внимательно слушай. Что это значит? Извлекай суть из того, что сказано.

Этапы соответствующего мыслительного процесса:

1)Выдели основные элементы.

2)Уточни смысл слов.

3)Скажи своими словами.

4)Создай яркую краткую формулировку-кирпичик твоей мудрости.

5) Найди место этого кирпичика в строении твоих знаний.

Почему эти почти очевидные действия - сильный приём? Потому, что большинство проблем вообще, а политических ещё и в первую очередь это результат путаницы (иногда сознательной) и нагромождений (в политических играх зачастую сознательных) затемняющих суть ситуации (проблемы).

Должен заметить, техника комментирования древних еврейских текстов вообще и в принятая в Эш А Торе в частности, техника изложения "сорока восьми путей мудрости" есть процесс в каком-то смысле обратный, а именно разворачивание отдельных слов, спрессованной мудрости древних во всё более и более подробную картину.

Таким по-видимому образом и передавалась устная еврейская традиция в её живом и жизнеспособном виде, то есть в виде слов и выражений, понятий и сравнений актуальных в данный момент, соответствующих представлениям, знаниям, ментальности каждого очередного поколения. Таким образом пересказать сегодня традицию (Галаху) современным языком есть самое настоящее соблюдение самой древней еврейской традиции.

В поисках гения.

Интерес к одаренному человеку вспыхивает, как правило, когда в обществе происходят глубинные перемены, не поддающиеся осмыслению в рамках обыденного, житейского здравомыслия.

Нужны люди, способные найти быстрый и качественный путь разрешения сложных проблем. Но оказывается, таких людей в обществе мало. Потребность в них и заставляет обращаться к вопросам одаренности.

Но вот что утверждает Глен Доман, развивший в своем институте и подаривший миру тысячи блестяще-одаренных детей (он пишет, что за 40 лет, прошедших с начала его работ некоторые из развитых по его методике детей уже стали нобелевскими лауреатами).

Глен Доман утверждает, что каждый ребёнок рождается гением, более великим, чем Леонардо де Винчи. Значит дело лишь за достаточностью мощи Педагогической системы.

Но никогда не следует забывать, что объектом совершенствования является народ, а не набор несовместимых суперменов. У Эрики Ландау работающей в Израильском Институте одаренных детей в ее книге "Отвага быть одарённым" написано, что 14-летний Винер и 10 летний Сидис одновременно учились в Гарварде и толстенький небольшого роста Винер пытался организовать всех таких вундеркиндов Гарварда, но они, в том числе рослый красивый Сидис несмотря на равно ощущаемою атмосферу антисемитизма проявляли полную неспособность дружить и организовываться.

Эрика Ландау считает это дефектом воспитания в том числе допущенном в уникальной семье Сидисов. При этом она считает Сидиса-отца профессора психологии не больше не меньше как основателем современных методов раннего развития ребенка..

Хочу подчеркнуть, что совершенствование народа в рассматриваемой системе ни как не связано с идеей транс и пост гуманистов (экстропиан). Они хотят усовершенствовать генотип человека или превратить человека в киборга (придать человеку искусственные органы, усиливающие мозги, рецепторы и мышцы).

Во-первых, не следует исключать, хотя бы как гипотезу, оптимальность уже имеющейся конструкции человека (даже если вы не верить, что человек "по образу и подобию").

Во-вторых, наивно надеяться, что компьютеры позволят нам верно оценить отдаленные последствия смелых экспериментов на человеческом генотипе. Разумнее это сначала попробовать на крысах и кроликах, потом пару десятков поколений добровольцев, а уж потом, я думаю, хватит мудрости принять правильное решение.

Имеется проверенный и, по крайней мере, безопасный способ увеличить число гениев и уменьшить удельный вес дураков в обществе за счет педагогической работы, мотивации усилий по максимизации имеющегося генетического потенциала и стимулирования рождаемости здоровыми людьми здоровых детей.

Движение в описываемом направлении происходит и все быстрее.

Сайт создан в системе uCoz