Террор
совершенно беспощаден. Ему неведомы жалость и справедливость. Цивилизованные
европейские народы еще недавно наивно полагали, что террор вечно будет то
тлеть, то вспыхивать в регионе Ближнего Востока или где-нибудь в далеких Индиях
Старого и Нового Света. Отнюдь! Современный террор уподобился отравляющему
газу, у которого, тем не менее, обнаруживается цвет, запах и даже вкус.
Разливанное море людской крови и запах паленой человечины пришлись по вкусу
тем, кто затеял кроваую вакханалию здесь, и уже перенес ее в ближние и дальние
страны.
Радикальные исламистские группировки, вырвавшись из локального ближневосточного
очага, тепеь угрожают всему миру. Похоже, уже идет мировая террористическая
война. Однако было бы неверно и крайне опасно обвинять в разжигании мирового
террора ислам, как таковой. Важно иметь ввиду, что террористы, прикравающиеся
знаменем ислама, -- это нелюди в человечьем обличьи, предающие вполне
легитимную религию, у которой более полутора миллиардов приверженцев во всем
мире. Воевать с исламом, как с религией, бесполезно и даже преступно.
Беспощадную войну следует объявить тем мусульманским отступникам, которые
встали на путь террора. Об этом и о многом другом я беседовал с Равилем
Исмагиловичем Гайнутдином, одним из духовных лидеров российских мусульман, и
Али-Вячеславом Сергеевичем Полосиным, председателем религиозной организации мусульман
"Прямой путь".
О Равиле Исмагиловиче Гайнутдине я давно был наслышан. Он - один из самых
авторитетных мусульманских религиозных деятелей.
Р.И.Гайнутдину в августе этого года исполнится 45 лет. Но несмотря на такой еще
далеко не солидный возраст, он носит высокое звание муфтия и титул шейха.
Согласно мусульманским традициям муфтий облечен правом выносить фетвы (решения)
по религиозным вопросам, а шейхами (в буквальном переводе с арабского -
"стариками") называют мудрых и почтенных мужчин, нередко тех, кто
формально или официально руководит значительными группами мусульман. И
действительно, Равиль
Гайнутдин занимает два очень важных поста. С конца января 1994г. он -
-- председатель Духовного управления мусульман центрально-европейского региона
России (ДУМЦЕР). Чуть позже, 1 июля 1996 г., его избрали председателем Совета
муфтиев России (СМР).
Когда я шел на встречу с Р.И.Гайнутдином в главной московской соборной мечети в
Выползовом переулке, то еще не знал, что подлые руки террористов успели
приложиться и к его семье. Дочь председателя ДУМЦЕРа и СМР Дина, студентка 4-го
курса факультета турецкого языка и литературы Института стран Азии и Африки
(ИСАА) при МГУ им.Ломоносова пострадала ранним утром 9 декабря прошлого года во
время теракта возле гостиницы "Националь" в Москве. Этот теракт
осуществили женщины-боевички, прибывшие из Чечни. К счастью, Дина отделалась
легкими травмами...
Однако о том, что произошло с Диной Гайнутдин, я узнал не от ее отца, а от
пресс-секретаря Равиля Исмагиловича, моего бывшего коллеги по работе в
"Российской Газете" Радика Амирова, присутсвовавшего при нашей
встрече. Вероятно, председатель ДУМЦЕРа и СМР не считал нужным привносить в
нашу беседу личные мотивы. И все-таки, в конце беседы я, позволив себе задать
личные вопросы, узнал, что у Равиля Исмагиловича есть еще одна дочь, Аделя,
старшая, которая окончила факультет арабской филологии того же ИСАА при МГУ
им.Ломоносова и уже приступила к работе.
Наш разговор с Р.И.Гайнутдином протекал совершенно непринужденно, хотя,
разумеется, я ни на секунду не забывал, что передо мной духовное лицо,
занимающее высокий официальный пост. Тем не менее , разговор мы начали с ...
пищи. Оказывается, пища для мусульман, называемая халяльной, в ряде аспектов
сходна с кашерной. По сути в начале разговора Гайнутдин разъяснил мне вопрос,
на который я долгое время искал ответ. Еще мой отец рассказывал мне, что
приезжавшие в начале прошлого века в его родной белорусский городок Мозырь
татары никогда не останавливались у христиан, а исключительно у евреев. Почему?
Ответ прост. Согласно исламским пищевым законам, кашерная еда им не
возбраняется. А вот с христианским столом могли возникнуть проблемы. Кстати,
замечу, что в своей неосведомленности я не был одинок. Поэт, публицист,
литератор и педагог, руководивший многие годы различными еврейскими школами
Абрам Израилевич Паперна (1840- 1919) в своих воспоминаниях "Из
николаевской эпохи", описывая белорусский город Копыль в середине XIX
века, обращает внимание и на "татар-магометан, которых в городе было
немного", и которые "держались ближе к евреям, чем к местным
христианам". Причину такой "близости" Паперна точно не называет,
хотя и предполагает, что в данном случае сказывается "общая азиатская
кровь или некоторое сходство религиозных понятий и традиций".
О традициях мы тоже поговорили. Тем более, что Равиль Исмагилович считается
одним из крупнейших в мире специалистов по мусульманской догматике и ритуалу.
Он - профессор Московского Высшего Духовного колледжа, член Международной
Академии наук Евразии и ряда других академий. Шейх Равиль Гайнутдин убежден,
что у евреев и мусульман больше общего, чем различий. И действительно, многие
мусульманские идеи почерпнуты из иудаизма . Прежде всего,-- вера в единого
Б-га. Даже слово "Аллах", означающее по-арабски "Б-г",
этимологически близко ивритскому "Элогим". Мусульмане, как и евреи,
постятся в Судный день. Слово "ислам" (салям), в буквальном переводе
с арабского означающее "покорность", трактуется и как ивритское
"шалом". Отсюда и весьма сходные приветствия - "шалом
алейхем" ("мир вам") на иврите, и "салям алекум" --
по-арабски.
В восприятии мусульман Магомет (Мухаммед) только человек, проживший свою жизнь
в конкретном времени. Ислам с почтением относится к Иисусу (Исе), но не
признает его сыном Божьим. Иное восприятие Магомета - это "ширк", то
есть язычество. Согласно мусульманским воззрениям, Всемилосердный (рахман) не
имеет детей, но "у него есть достойные почитания слуги".
Великий еврейский философ-талмудист, врач и систематизатор научных сведений
Маймонид (1135 - 1204) считал, что ислам стоит ближе к иудаизму, чем
христианство, хотя и иудаизм и христианство зиждятся на общей библейской
основе. Среди видных мусульманских теологов значатся и евреи по рождению.
Например, "обращенный иудей" Абдаллах Ибн Саба, живший в VIII веке в
Йемене, считается одним из основателей шиизма - одного из двух (наряду с
суннизмом) основных направлений в исламе. А Вахб Ибн Муннабих (656 -между 732 -
738), излагавший иудейско-христианские предания о пророках одновременно
считается одним из основателей хадиса - передаваемых в литературной форме
"откровений" Аллаха через своих посланников.
Мусульманство в принципе не считает христиан и евреев "неверными",
ибо рассматривает их, как "народ Писания", верящих в Единого
Б-га.Терроризм и мусульманство совершенно не совместимы, ибо для истинного
мусульманина грех замучить не только человека, но и животное. Даже в шутку
мусульманин не имеет права напугать человека.
Шейх Равиль Гайнутдин решительно осуждает любые формы терроризма. По его
мнению, всякий, ступивший на путь террора, предал религию отцов. Нет террориста
мусульманина, как нет террориста иудея или христианина. Все террористы одним
миром мазаны. Они - подлецы, потому что убийцы и бандиты. Их имена навеки
прокляты.
Сегодня в мире нагнетается исламофобия. "Руку ислама" ищут и
"находят" всюду и везде... Даже видные интеллектуалы кивают на ислам,
как на реального или потенциального врага. Александр Исаевич Солженицын тоже
отметился на этом поприще. В одной из своих лекций он сказал: "Вот Грузия
и Армения -- христианские государства, им со всех сторон грозит мусульманство.
Ну как нам им не помочь? А.И.Солженицын в ряде своих произведений проявил себя
очень не компетентным в еврейском вопросе. Теперь то же качество он
продемонстрировал в отношении мусульман Кавказа. Писатель Солженицын не
понимает, или делает вид, что не понимает очевидное - Кавказ раздирают
политические, а не религиозные противоречия. Так сложилось, что ныняшняя
Грузия, ориентируясь на Запад по сути вынуждена противостоять России, которая
ее подозревает в поддержке незаконных чеченских формирований, а Армения в своем
противостоянии Азербайджану опирается на мусульманский Иран не в меньшей
степени, чем на Россию.
С религиозной окраской терроризма тоже не все однозначно. Нельзя забывать, что,
во-первых, далеко не все террористы прикрываются исламом. В Испании активно
действует националистическая группировка "ЭТА" ("Эускади та
Аскатасуна", буквально "Страна Басков и свобода"). В Северной
Ирландии (Ольстере) - "ИРА" ("Ирландская республиканская армия"),
в Индии - шовинистическая организация "Хинду махасабха" и ряд сикских
экстремистских сект, выступающих за воссоздание сикхского государства
"Халистан" ("Земли чистых"). В Италии и Германии время от
времени заявляют о себе соответственно леворадикальные "Красные
бригады" и "Фракция Красной армии". Не прекратила свое
существование и японская "Красная армия" ("Нихон Секигун"),
спевшаяся с палестинскими террористами и устроившая бойню в Лоде, в аэропорту
имени Бен-Гуриона, в мае 1972 года. До сих пор не поставлена последняя точка в
"разборке" с корсиканскими националистами-террористами, с
леворадикальными маргинальными группами в Латинской Америке и Юго-Восточной
Азии.
Во-вторых, исламские радикалы, прежде всего, старались расправиться с теми
мусульманскими государствами и духовными деятелями, которые оказались им
неугодными. Убийство президента Египта Анвара Садата 6 октября 1981 года,
несколько покушений на нынешнего президента Египта Хосни Мубарака, убийство
спикера египетского парламента Рафаата Махгуба, осуществленное 12 октября 1990
года, -- могут служить примером братоубийственного мусульманского террора.
Исламские радикалы не гнушаются и массовым террором "против своих".
За примерами тоже далеко ходить не надо. Уже несколько лет в Алжире по сути
идет гражданская война между светскими алжирскими властями и "ИФС"
("Исламским фронтом спасения"), одержавшим, между прочим, победу в
конце декабря 1991 года на первых в истории страны многопартийных выборах в
парламент. Однако результаты выборов были аннулированны, ИФС запрещен. Массовые
убийства шиитов в Ираке по сути возвращают исламский мир к самым трагическим
дням своей истории, когда и возникла непримиримая вражда между шиитами и
суннитами. А разве можно забыть великого азербайджанского поэта Имадеддина Насими
(1370-1417), которого исламские ортодоксы обвинили в ереси, заманили в
сирийский город Халебе (Алеппо) и с живого содрали кожу.
"С террористами надо решительно бороться,-- считает Равиль Гайнутдин,-- но
одновременно нельзя допускать перегибов. Если в Чечне во время зачисток
пропадает молодежь, то ожидать высокой степени доверия от местных жителей не
приходится". Шейх Гайнутдин сообщил мне о том, что недавно у муфтия
Чеченской республики Ахмада Хаджи Шамаева убили сына. Кто его убил? Несомненно,
те, кто никак не желает смириться с налаживанием обстановки на Северном
Кавказе.
Говоря о мусульманской "умме" ("аль-умма ал-исламия"), то
есть о мире исламских народов, председатель ДУМЦЕРа и СМР подчеркнул, что,
единство мусульманского мира не означает полного стирания национальных и
этнических различий. Например, мусульмане Северного Кавказа отличаются от
мусульман Поволжья или Средней Азии. Да и среди кавказских мусульман немало
различий.
Не обошли мы и тему проблемы ближневосточного урегулирования. Р.И.Гайнутдин
бывал в наших палестинах. В качестве официального представителя российских
мусульман он имел беседы с Икрамом Сабри, который именуется Верховным муфтием
Аль-Кудса (Иерусалима) и Палестины. С представителями "ХАМАСа",
"Исламского Джихада" и других террористических организаций
председатель ДУМЦЕРа и СМР не встречался. По-мнению Гайнутдина, мир между
арабами и евреями возможен только при взаимных уступках сторон. Р.И.Гайнутдин
согласился со мной, когда я сказал, что ни о каком мирном процессе и речи быть не
может, пока террористические организации правят бал в регионе Ближнего Востока.
Рассматривая взаимоотношения мусульман и иудеев в историческом аспекте,
председатель ДУМИЦЕРа и СМР подчеркнул, что со времен крестовых походов вплоть
до начала XX века отношения представителей этих двух религий мало чем
омрачались. После изгнания евреев с Пиринейского полуострова в конце XV -
начале XVI вв., многие из них нашли себе приют в мусульманских государствах.
Ислам претендует на государственность точно также, как в средние века видные
христианские иерархи пытались править европейскими государствами. В большинстве
мусульманских государств религия - огромная сила. Но разве в европейских
государствах представители христианских партий не входят в состав легитимных
парламетов? Разве американский президент при инагурации произносит клятву не
возложа руку на Библию? И в Израиле о силе религиозных партий знают не по
наслышке.
Опасен не ислам, не христианство, не иудаизм, а политические силы, пытающиеся
использовать ту или иную паству в целях, иногда далеко не благовидных. Если же
речь идет о попытках религиозных организаций или партий захватить власть и
создать государства с теократической формой правления, то в нынешнее время даже
постановка подобных целей может привести в ряде стран к нестабильности и
беспорядкам.В данном случае в качестве примеров можно привести не только Египет
и Алжир, но и Афганистан и Иран. Похоже, что большинство афганцев с
удовольствием сбросили ( не без помощи, правда, иностранных государств) фундаменталистскую
диктатуру талибов, а иранцам, несомненно, надоело правление шиитских аятолл.
Просветил меня Равиль Исмагилович и в отношении ересей в исламе. В суннизме,
например, еретиками признаны ахмадиты (ахмадинцы), соединившие в своем
вероучении элементы ислама, иудаизма, христианства и индуизма. По словам
председателя ДУМЦЕРа и СМР, ахмадитов в России нет. И в самом деле, до России
они пока не добрались, а вот центр ахмадизма находится ... в Израиле. В районе
Хайфы проживает самая большая община ахмадитов.. Радикальные исламские
группировки считают ахмадитов не иначе как сионистами, ибо ахмадиты выступают
за массовый переезд евреев на Землю Обетованную. Однако, считать ахмадитов
сионистами - явный перебор. Ведь они полагают, что еврейский народ, собравшись
в Израиле, примет ислам. Затем, так сказать, не то поддавшись примеру, не то
искренне мусульманами станут все народы мира. Тем не менее, Улла Халим, глава
ахмадитской общины в Хайфе, постоянно проклинается упомянутым выше Икрамом
Сабри, верховным муфтием здешних палестин. Не могу не заметить, что Сабри -
несомненный враг Израиля и еврейского народа. В его речах и проповедях нет и
намека на миролюбие. Ему бы брать пример с председателя ДУМИЦЕРа и СМР
Р.И.Гайнутдина, а он соревнуется в оголтелости с гитлеровскими последышами типа
шейха Ясина и шейха Насраллы...
Убежден, что пока среди руководящих духовных лиц Палестинской автономии не
появятся люди типа Р.И.Гайнутдина, истинного мусульманина, стремящегося не
разделять, а примирять народы, о более или менее продолжительном мире в нашем
регионе говорить не приходится. В заключении нашей беседы Равиль Исмагилович
сказал: "Если бы Всевышний не захотел, чтобы существовали на планете
разные народы, то их бы и не было. Народы подобны цветам на лугу. Если исчезнет
хотя бы один цветок, луг обеднеет. Так и народы на Земле. Многообразие мира -
это Божий промысел".
Если далее мы, грешные, будем рассуждать логически и попытаемся хотя бы
приблизиться к пониманию Божьего промысла, то станет очевидной необходимость не
только терпимости к другим народам, к другим религиям, другим традициям.
Думается, крайне важно наладить жизнь и традиции близких и далеких соседей. В
этой связи не могу не сказать еще об одной встрече, которая состоялась в той же
соборной мечети в Москве. Я имею ввиду знакомство с Али-Вячеславом Сергеевичем
Полосиным. Ему 48 лет. Он родился в Москве, по национальности - русский. В
определенном смысле он -- человек удивительный. Его послужной список достоин
того, чтобы быть приведенным хотя бы частично.
А.-В.С.Полосин - доктор философских наук и кандидат политических наук. В 1987
г. он окончил философский факультет МГУ имени Ломоносова, а в 1983 году -
Московскую духовную семинарию. Полосин служил священником в Средней Азии и
настоятелем церкви в Душанбе. Советскими властями подвергался репрессиям. В
1988-1991 гг. - настоятель церкви в городе Обнинске Калужской области. В
1990-1993 гг. - народный депутат РСФСР (РФ) от Калужской области, член
Верховного Совета РФ (ВС РФ), член Президиума ВС РФ по свободе совести, вероисповеданиям,
милосердию и благотворительности. Соавтор ряда законов по свободе совести и
вероисповеданий.
В 1993 году А.-В.С.Полосин окончил Дипломатическую академию МИД РФ и занялся
изучением взаимотношений церкви и государства и начал работать в качестве
эксперта Государственной Думы РФ и советником Комитета по делам общественных
объединений.
В мае 1999 года тогда еще просто Вячеслав Сергеевич Полосин публично объявил,
как он пишет в своей биографии , о "своем возвращении к Единобожию".
Он принял ислам и добавил к имени Вячеслав еще одно имя Али. С октября того же
года он получил должность советника Совета муфтиев России. В Московском
исламском колледже А.-В.С.Полосин читает курс "Сравнительное
религиоведение". В 2000 году его избрали председателем религиозной
организации мусульман "Прямой путь".
А.В.-С.Полосин считает христианство несомненным язычеством. В своей книге
"Преодоление язычества" (Москва, Ладомир, 2001), говоря об Иисусе
Христе и других "святых угодниках", А.В.-С.Полосин пишет: "Вся
эта пирамида - плод человеческого воображения, наделяющего смертных людей или
служебных духов качествами, присущими только Всемогущему творцу. Отсюда
становится понятным, почему после полутора тысячелетий господства
средиземноморсой мифологии "просвещенный" Запад так до сих пор и не
открыл для себя самую ясную и рациональную религию -
"монотеизм"". Хотя, конечно же, "принятие веры в Б-га, --
пишет Полосин в брошюре "Почему я стал мусульманином. Прямой путь к
Богу," -- индивидуальное дело каждого человека. И если даже своему пророку
Творец не дал права принуждать людей в выборе своих убеждений, то и никто
другой тем более не вправе этого делать".
Прав Полосин, когда обращает внимание на то, что "в Коране ясно обозначен
приоритет договорных отношений: если ведущий войну враг попросит мира,
мусульманин должен немедленно прекратить боевые действия и вступить в
переговоры". Так что же получается с палестинцами и некоторыми нашими
арабскими соседями? Их нынешние лидеры бессовестно нарушают законы ислама.
В этой же брошюре "Почему я стал мусульманином" Полосин отмечает, что
"Божественный закон шариат более мягок к неумышленным ошибкам и более
строг к намеренно совершенным грехам и преступлениям". Опять же выходит,
что разномастные террористы, выступающие под знаменем ислама, на самом деле,
согласно законам шариата, заведомые преступники.
В другом месте А.В.-С.Полосин пишет: "Ислам не враждебен христианству и
иудаизму, как религиям, основанным на вере Авраама... Мусульмане должны иметь
добрососедские, а в идеале союзнические отношения с "людьми Писания".
Для будущего России это имеет ключевое значение..."
Добавим от себя, что не только для России и не только для нашего региона имеют
значение "добрососедские" (о "союзнических" пока умолчим -
просто не будем так далеко заглядывать) отношения приверженцев трех
авраамических религий. Однако, как этого достичь? Думается, что пока такие
деятели, как шейх Ахмед Ясин, Хасан Насралла или тот же Икрам Сабри будут
пользоваться популярностью у значительной части мусульман о реальном воплощении
добрососедства говорить рано.