гл. редактор журнала
«Корни»
Общинный публицистический журнал «Корни»
Особенности еврейского национального характера многим известны не понаслышке. Кто из нас не «ударялся» об эти выступающие углы – поспешность в суждениях, амбициозность в высказываниях, нетерпимость к другому мнению, резкость в спорах. Однако интересно другое: если присмотреться, то увидим, что всеми этими «пороками» наделены мы сами. И мешают они нам самим. Потому-то, вероятно, мы их замечаем.
Но насколько верно это наблюдение? Может быть, все-таки это наговор? А если оно верно, то откуда это в евреях?
Дизайн обложки номеров 1-16
|
Нет, скорее всего, эти наблюдения отражают действительность. Именно еврейской
национальной культуре свойственна постоянная дискуссионность, стремление убеждать,
доказывать, призывать, предсказывать, пророчествовать, одним словом. Изо дня
в день, из года в год, из века в век сидели наши мудрецы над книгами, проводя
в обсуждениях и спорах свои дни, чтобы понять смысл и значение Божественного
слова. И это занятие, которым так были увлечены лучшие и многие, не могло
не отложить свой отпечаток на народ. Заметьте, всем известная шуточная характеристика
еврейского национальной особенности дискуссии: два еврея – три мнения как
раз и отражает полемичность еврейской культуры.
Вспоминается, что Бен-Гурион говорил: не просто управлять страной, где все президенты.
В этой шутке отражено очень важное наблюдение. Вероятно, евреям свойственна повышенная чувствительность к национальной идее и поддержке соплеменников, к единению перед лицом опасности. Вспоминается, как однажды в одном из городов «дальнего Подмосковья» на встрече с читателями журнала «Корни» зашла речь о судьбе еврейских поселений в секторе Газы. Чуть ли не с первой фразы меня довольно резко и бесцеремонно перебили:
– Вы что, приехали нас уговаривать сдать Газу?
– Помилуйте, а вы тут, в своем небольшом городе в центре России, в общине, начитывающей три-четыре сотни человек, можете решить судьбу еврейских поселений в Израиле? Или можете как-то повлиять на мнение лиц, определяющих политику страны, на решения главы правительства? И он вас услышит? И это повлияет на его дальнейшие шаги?
– Вы нам голову не морочьте. Мы Газу не отдадим. Не для этого мы создавали там свои поселения.
Осторожно, чтобы не обидеть, спрашиваю: много ли в зале жителей Израиля. Оказывается, израильтян в зале нет, но несколько человек бывали в Израиле в гостях у знакомых и родственниках. Не важно, что они не израильтяне. Проблемы Израиля они воспринимают как свои личные.
Так же личностно воспринимаются в еврейских общинах и другие национальные проблемы. И чем больше в общественном смысле усложняется жизнь, тем больше обнаруживается проблем, тем более активно проходит их обсуждение.
Первые еврейские журналы, где публицистика была ведущей формой обсуждения национальных проблем, появились в России именно в тех местах, где этих проблем хватало. Там, где необходимо было бороться с клеветой и нападками на еврейский народ, где необходимо было распространять еврейское просвещение, где нужно было поднимать духовный уровень еврейских масс. Но также важным условием было наличие «критической массы» еврейской интеллигенции, людей, способных обсуждать эти проблемы. Вероятно, поэтому первый еврейский журнал на русском языке появился в 1960-х годах XIX века в Одессе. Основатели и сотрудники одесского «Рассвета» – писатель О. Рубинштейн, публицист и общественный деятель И. Тарнополь, бытописатель Л. Леванда выступали в защиту прав русских евреев, против рутины, общественных неурядиц и племенных пороков.
И хотя «Рассвет» продержался всего год, начало еврейской публицистике было положено. Потом стали выходить другие журналы, газеты.
Через 20 лет в Санкт-Петербурге стал выходить «Восход». За 25 лет своего существования он смог не только воспитать школу еврейской публицистики, но самое главное, смог стать журналом, нужным во многих еврейских домах, в еврейских общинах. «Восход» формировал общественное мнение, учил понимать механизмы социальных процессов, разбираться в путях развития национальной культуры.
Нельзя сказать, что когда в 1994 году в Саратове создались «Корни» – обстановка была похожа на 1860 г. в Одессе или 1881 г. в Санкт-Петербурге. Однако, как и в давние годы XIX века перед еврейским сообществом стояли острые вопросы, требовавшие своего осмысления. Так или иначе, они касались, в основном, будущности еврейских общин. Многим тогда казалось, что еврейство России закрывает последнюю страницу своей истории.
Дизайн обложки номеров 17-20
|
И отъезд за границу виделся, чуть ли не как решение всех проблем.
Но немало было и тех, кто понимал, что на смену уехавшим придут другие и не прервется связь времен, и надо будет передать молодым и новым членам общины дух ценности еврейства. Важнейшей проблемой в те годы было формирование личного отношения к еврейской религиозной традиции. Глубоко нерелигиозной массе в те годы казалось главным возродить ритуал, их мало заботили смысл и содержание иудаизма, его идеология.
Итак, «Корни» создались в поле действия актуального социального заказа. Российские евреи жаждали национальных знаний, они хотела осмыслить перспективы в стране проживания и будущее эмиграции, разобраться в своей истории и понять свои права на культурно-историческое наследство еврейского народа. А следовательно – высказаться самим по этим поводам. Вот тогда то и был однозначно решен вопрос о том, каким быть журналу – выбор был сделан в пользу публицистики. Именно эта форма позволяет сходу откликаться на общественные проблемы, проявляя при этом сущностное и эмоциональное отношение к ним автора публикации, что и является, по сути, дополнительным аргументом в споре «за» и «против».
Важно было определиться с авторами журнала. Разумеется, редакция ни каким образом не возражала против участия специалистов. Однако основная часть авторов должна была быть из так называемой народной гущи. Это должны быть те, кто не мог не высказаться, не мог промолчать, размышляя о судьбах народной культуры, истории и традиции, кто воспринимал их как свои личные проблемы.
Дизайн обложки номеров 2004 г.
|
Мы всегда помнили, что журнал должен быть и будет народным, то есть основными его авторами будут провинциалы, жители регионов, те, кто, страдая от недостатка информации и испытывая потребность разобраться в национальном знании, готов сам создавать необходимые, с его точки зрения, тексты.
В этом случае хроники, дневники, а также другие близкие к ним литературные тексты должны были стать основными формами творчества читателей. С самого начала журнал готов был публиковать различного рода мемуары, поскольку они описывают конкретные события, отражают раздумья, размышления, анализ событий и общественных процессов.
Вместе с тем, редколлегия посчитала, что в журнале не должно быть беллетристики как самостоятельной формы литературного творчества, так как эта форма литературы по своей сути есть выдумка, домысел, фикция (буквально: fiction) и в этом смысле противостоит реализму фактов и анализа. Разумеется, мы понимали, что проявляем опасный максимализм и в некотором роде разочаровываем потенциального читателя. Но что делать, любовь к жанру требовала жертв. Проигрывая в художественности, мы пытались наверстать в документальной достоверности и полемичности.
Журналу
помогло два обстоятельства. К моменту его зарождения в полную меру стал
работать Народный университет еврейской культуры, который объединил всех
местных лекторов и просветителей многих городов Центральной России и Поволжья.
«Корни» фактически стали для них, а в целом – для местных городских лекториев
еврейской культуры и печатной трибуной, и методическим центром. Первые номера
журнала именно так и назывались: Вестник Народного университета еврейской
культуры.
Принципиально важно, что необходимость создания народного публицистического журнала реально оценил представитель Джойнта в регионе Ицхак Авербух, который активно помогал «Корням» в течение нескольких лет, с начала его становления до своего отъезда в другой регион. Вряд ли без его помощи журнал смог бы увидеть свет. Достаточно сказать, что были и такие посланцы Джойнта, которые ставили себе в заслугу прекращение финансирования журнала. К всеобщему удовольствию они были единичны.
И вот прошло 10 лет.
За эти годы журнал «Корни» стал хорошо известен еврейскому читателю России. Вышло более20 книг, общим объемом около 4 тысяч страниц и суммарным тиражом более 20 тысяч экземпляров, напечатано более 250 статей, около 300 отзывов, полемических заметок и писем, в которых читатели поделились своим мнением о журнале, о проблемах, освещенных в нем. Все эти годы «Корни» продолжали оставаться единственным в России еврейским общественно-публицистическим журналом, ориентированным на местного автора. Этим объясняется и состав редакционного совета, включающий активистов и руководителей еврейских организаций практически из всех городов Центральной России, а теперь и стран СНГ.
Впервые в отечественной еврейской публицистике журнал поднял тему национального семейного воспитания (С. Бусыгина), организовал обсуждение этой важной проблемы национальной педагогики, в котором приняли участие около 150 человек из всех регионов СНГ. Не сходила со страниц журнала тема национальной самоидентификации. Во многих статьях (И. Гуткина, В. Дворянов, В. Цоглин, И. Ягнинский, Я. Эдельман и др.) рассматривался анализ факторов, влияющих на нее, переживание этой проблемы в национальном, культурном и личностном аспектах, а также пути ее изучения той социально-демографической группы, которая называется «русским еврейством» (А. Эпштейн).
Ведущими темами журнала были история еврейского народа, российского еврейства, государства Израиль, еврейская литература и песенная традиция. Традиционно большое внимание уделялось воспоминаниям и описанию быта еврейских семей XVIII-XX веков. Журнал не декларировал какую-то одну точку зрения, один подход, один взгляд на проблему. Боле того, «Корни» всегда стремились к тому, чтобы познакомить читателя с разнообразием подходов и взглядов, приучая его к самостоятельности мышления и оценок. Пусть в споре всегда присутствует, по меньшей мере, три мнения!
Конечно, редакция приглашала к обсуждению и специалистов, и исследователей иудаики. Но главным автором журнала всегда был массовый читатель. «Корни» предоставляли возможность обсуждать проблемы современной еврейской жизни народным просветителям, активистам еврейских общин. Журнал всегда был в центре актуальных проблем национальной культуры и, в то же время, оставаясь близок и понятен каждому читателю. Примером этого может быть освещение вопросов истории еврейского народа, где наряду со специалистами выступали читатели журнала, самостоятельно и досконально изучившие отдельные темы (С. Бломберг, Ю. Матушанская, А. Миндлин, Н. Портнова, В. Савин, В. Ведерников, М. Гурович, А. Аврус, Ш. Бриман, И. Баркусский, Д. Дранкин, В. Хасин, В. Юшковский, Б. Пудалов, И. Антропова, А. Саран). Близка этой теме история и этнография местных общин, а также анализ исторических и культурных связей русского еврейства и Израиля (К. Колесникова, Р. Трахтенберг, И. Зубкова, А. Пекный, С. Гендлер, И. Локшин, М. Мордухович, Н. Басс, Е. Давыдова, Е. Кац, С. Пензин, М. Фиге).
Большой удачей журнала редакция считает многолетнюю публикацию цикла статей саратовца, а затем израильтянина Стива Левина о еврейской теме в русской литературе (Чехов, Достоевский, Короленко, Лесков, Горький). Это тема, волнующая многих евреев, была поддержана другими авторами (В. Кривонос, В. Ефремова, С. Резник, Я. Либерман, И. Коган) и продолжает оставаться в центре внимания читателей. Очень тесно с ней перекликается тема еврейской и израильской литературы, которой было также посвящено не мало статей А. Крюкова, Э. Менделевича, Б. Табачникова, З. Либинзона, М. Гейзера, С. Беркнера, А. Баргтейла.
Здесь уместно сказать несколько слов об опыте создания тематических номеров журнала, посвященных еврейскому культурному наследию. Такой номер, вышедший в сентябре 2004г. был посвящен 100-летию известного еврейского поэта Моисея Тейфа. Следуя традиции журнала, редакция собрала материал, многогранно освещающий жизнь и творчество поэта. В 23 книжку журнала вошли архивные изыскания и литературоведческие работы (Л. Должанская, Л. Словин и Р. Тарасулла, А. Вергелис,); воспоминания близких, родных, современников и читателей поэта (Л. Дар, Э. Блущинская-Тейф, Л. Аксельрод, М. Ратнер, М. Лев, А. Вустин П. Айнбиндер, Е. Либинзон), а главное – журнал напечатал впервые на русском языке автобиографию поэта «Алпинезл» и его «Лагерные стихи».
Но самым популярными темами в журнале остаются воспоминания и размышления о прошлом и настоящем еврейского народа, о судьбах отдельных людей, отзывы и рецензии на раннее опубликованные материалы. Читательская корреспонденция на эту тему не иссякает. К сожалению, формат журнала не в состоянии принять ее полностью.
Сейчас «Корни» переживают как бы второе свое рождение. Возросшая популярность потребовала новых форм общения с читателем. В 2003 и 2004 годах в городах России, а также в ближнем и дальнем зарубежье журнал провел около 30 читательских конференций, на которых присутствовало более 1000 человек. Читательские конференции дали новый импульс общинной работе. Они побудили руководителей культурной жизни войти в контакт с университетскими, интеллектуальными силами местных общин, организовать их востребованность, вовлечь в обсуждение проблем местной еврейской жизни и национальной культуры в целом, привлечь к работе в журнале, и к участию в культурной жизни общины.
Журнал разбудил национальную публицистику, редакция стала получать все больше отзывов и рукописей.
Давайте попытаемся представить, что происходит, когда в местной общине проходит читательская конференция. Прежде всего это означает, что людей спрашивают: что вы думаете о том или другом материале, о статье, о журнале в целом и т.д.
Заметьте, не столько рассказывают, сколько спрашивают. Много ли в общинах проводится мероприятий, когда людям дают возможность высказаться по тому или другому поводу, когда к их мнению готовы прислушаться, когда их высказывания готовы опубликовать. Неплохой повод для развития общинной активности, верно? А также и для того, чтобы вопросы истории, культуры и повседневные национальные проблемы стали доступны не только для руководителей и специалистов. Даже спустя несколько месяцев после этих конференций редакция продолжает получать письма читателей, предлагающие новые темы, материалы, обсуждения прочитанного.
Помимо прочего, читательские конференции, если они проводятся регулярно, дают возможность привлечь к обсуждению национальных и общинных проблем местную еврейскую интеллигенцию. Не секрет, что обычно именно она, как ни странно, отказывается не вовлеченной в еврейскую жизнь, не востребована, хотя и обладает большим интеллектуальным потенциалом.
Для оперативной связи с читателями в 2003 г. открылся сайт журнала www.shorashim.narod.ru, где помещена вся библиография журнала, начиная с 1994г., представлены лучшие статьи, а также все авторы, которые печатались в журнале, и действующий редакционный совет.
На страницах сайта продолжаются дискуссии о материалах журнала и их обсуждение. Кроме того, для дальнейшего продвижения журнала к читателю создаются представительства журнала в России и за рубежом, устанавливаются связи с общинными, еврейскими, а также городскими и университетскими библиотеками.
Начиная с 2002 года, «Корни» стали распространяться по платной подписке и путем продажи. Этим журнал недвусмысленно заявил читателю: «Мы ждем от вас не только моральной, но и материальной поддержки. Мы хотим, чтобы вы почувствовали, что своим личным участием помогаете становлению современной еврейской публицистики и развитию национального просвещения». Не многие еврейские издания в России и СНГ сегодня могут заявить о себе, что они распространяются за плату, а не путем бесплатной раздачи.
Стремление к экономической самостоятельности журнала поддержал Фонд развития еврейских общин в России и Украине (директор – Мартин Хорвиц). Все это в совокупности позволило журналу с 2004г. увеличить периодичность с 2-х до 4-х номеров в год и выйти к читателям не только России, но и Украины, Беларуси и других стран СНГ.
Нынешний генеральный спонсор "Корней" выдвинул простую до
гениальности формулу: если журнал хорош – его покупают, если его не покупают –
ему нужно искать дорогу к читателю. Помимо экономического смысла успеха
публицистики, эта формула имеет и социальный смысл. Она возвращает нас в
общество, где люди потребляют духовную пищу, сознательно выбрав ее, а не
всеядно заглатывают что попало только потому, что это раздают бесплатно. А
также воспитывает личную ответственность и читателей, и авторов, и вообще всего
еврейского сообщества, ответственность не декларативную, а конкретную,
материальную, своим личным рублем за жизнь того или иного издания.
Все эти годы журнал неизменно был открыт,
доступен, а еще точнее, был целевым образом ориентирован на того самого
”массового” читателя, который искал на его страницах не столько открытий,
сколько размышлений о своих надеждах, чувствах, переживаниях. Читатель искал,
образно говоря, не докладов с трибуны, а откровенного разговора, встречи с
таким же, как он сам, человеком из народа, которому есть что поведать своим
друзьям.
Вместе с тем, журнал всегда был открыт и для тех, кто хотел обсудить свои научные изыскания, обнародовать результаты исследований. Этот диапазон от академических работ до читательских писем сделал журнал «своим» для самой широкой аудитории. И она ответила журналу признанием.
Теперь с расширением
своего ареала журнал будет способствовать сохранению единого
национально-интеллектуального пространства, исторически существующего в
русскоязычном еврействе, поможет развитию диалога поколений, сохранению
плюрализма во взглядах на национальную культуру. Он будет способствовать
развитию творческой активности и национальной позиции членов общины,
существенно влияя на рост национального самосознания и становление национальной
публицистики. Расширение ареала журнала поддержал и Евро-Азиатский Еврейский
конгресс (ЕАЕК)
Связи с читателями во многом способствует Редакционный совет журнала. «Корни» регулярно обновляют его, вводя в него по ротации новых членов. Это дает возможность расширить круг читателей и городов, где «Корни» становятся «своим», общинным журналом.
Как и раньше, редакция будет открыта для контактов со всеми организациями, которые хотели бы участвовать в этой работе, помогать журналу и поддерживать его в продвижении к читателям Украины и России.
Мы уверены, что все, кто заинтересован в росте национального самосознания «русских» евреев кто стремится насытить жизнь своих общин новыми формами работы, кто хочет вовлекать новые интеллектуальные силы в местные организации, поддержат журнал и помогут его продвижению к читателям России, Украины и других стран СНГ.
Наш разговор о журнале хочется завершить одним примером.
Сегодня нет такого издания, которое бы в своих выходных данных не писало: «Рукописи не рецензируются и не возвращаются». Что это значит? А вот что: вы, читатель, можете писать нам, а можете не писать, мы в вас не очень-то и нуждаемся. Но если вдруг вы написали нам, то с вашей рукописью мы поступим так, как сочтем нужным – перекроим, переиначим, а может быть и оставим все, как вы прислали, чтобы выставить вас невеждой и неучем.
Вероятно, так работать легко. Но в таком подходе бросается в глаза некоторое пренебрежение к автору, если не сказать жестче.
«Корни» с самого первого номера, еще десять лет назад объявили ясно и однозначно: «Редакция принимает рукописи в любом виде. Вступает в переписку с каждым автором; рукописи сохраняются и возвращаются». Это значит, журнал строго придерживается правила: не авторы для журнала, а журнал для авторов.
А как еще может быть в народном журнале?