"Еврейская
ортодоксия в 21-м веке - сохранение национальных традиций или новое
гетто?"
Вопрос задан, что называется, «в лоб», но ответить
на него однозначно трудно.
Конечно, ортодоксия хотела бы собрать нас всех в
гетто, новое, старое – как получится. Но понимает, что это сделать не просто,
а, может быть, и невозможно. И поэтому утверждает, что радеет лишь за
сохранение национальных традиций. Не только утверждает, а ведь действительно
борется за их сохранение, сохраняет их. Почему же у нее убывают сторонники? Я
говорю не об очереди в ортодоксальную кассу, там все в порядке.
Ортодоксия начала
терять свою власть 150-200 лет назад потому, что перестала поспевать за
изменениями в обществе, перестала их понимать и правильно оценивать. Она отказывалась
трансформироваться, меняться, приспосабливаться к новым условиями, ее авторитет
стремительно падал. Так продолжалось до тех пор, пока в ортодоксии не появились
новые силы. Хаббадники оказались не
только хорошими знатоками традиции, но, что более важно, хорошими
организаторами, говоря современным языком, хорошими менеджерами и пиарщиками.
Они уступили в мелочах, но получили главное. Они стали претендовать на
монополию. И внутри самой ортодоксии, и в общине в целом, представляя себя
самыми верными сторонниками национальных традиций, самыми активными их
проводниками, самыми представительными силами. На фоне ослабления общины, на
фоне кризиса национальной культуры, они часто действительно оказывались самыми верными, самыми активными, самыми
представительными.
Но, получив тактическое преимущество,
стратегически ортодоксия продолжает проигрывать. Пока общество нацелено на
развитие личности, общественных отношений, приобретение свобод, взаимодействие
культур, ортодоксия будет терять свою привлекательность.
Однако, для развития национальной культуры плохо,
когда ортодоксия сильна (тогда она тормозит национальную культуру, не давая ей
органически развиваться) и когда ортодоксия слаба (тогда национальное общество
может потерять духовные ориентиры). Идеально было бы, если бы ортодоксия динамично подстраивалась под новые условия
жизни народа, входила в систему новых ценностей общества, или если бы
ортодоксия сосуществовала с новыми духовными направлениями, например, реформистскими
силами, объединялась с ними в работе по развитию национальной культуры. Сможет
ли современная ортодоксия увидеть, что она уже не удовлетворяет еврейское
общество во всей его совокупности? Хватит ли у нее «характера» выработать в
себе новые подходы к проблеме сохранения национальной культуры и традиции, в
том числе? Такая работа в ортодоксии идет, такие силы копятся, зреют. Но успеют
ли они к нужному историческому моменту, который, кажется, уже наступил?
Общество живет по социальным законам, а не по
решениям Федераций или Конгрессов. Если ортодоксия его не удовлетворяет, оно
создает новые формы, течения, движения в национальной, в том числе и в
религиозной культуре. В современном еврейском обществе это путь видится более
отчетливо, чем изменение природы ортодоксии. Скорее всего, ортодоксия уже не
будет единоправно руководить и управлять общиной. Ей придется признать право
других евреев работать над сохранением
своей культуры, в том числе, сохранения или создания новых обрядов, обычаев,
ритуалов, норм обучения, воспитания и пр. Если в этой борьбе традиций какие-то
позиции ортодоксия отстоит, это не беда. Главное, чтобы не ортодоксия диктовала
обществу, а общество – ортодоксии. Пусть при этом общество делает вид, что
следует наставлениям ортодоксов.
Но пока новых сил нет или они слабы, ортодоксия
будет ходить с портфелем «министра по сохранению традиций», постоянно претендуя
на то, чтобы еще и представлять в еврейском и нееврейском мире всю еврейскую
общину. Зовет ли ортодоксия в новое гетто? Нет. Но не потому, что не хочет
этого, а потому, что даже если и позовет, общество не пойдет.
И по большому счету, не в ортодоксии дело, а в
том, что в еврейском мире нет пока серьезных сил, способных противостоять
ортодоксии, готовых и умеющих с ней сотрудничать, достойно конфликтовать, на
равных обсуждать будущее еврейской культуры. Еврейской общине не достает новых
лидеров, новых идей развития национальной культуры, «настоящих буйных мало». И
если мы не создадим их, вернее, если общество их не породит, то уже не проблема
сохранения еврейской культуры встанет перед нами, а мы перед проблемой.
И мало шансов на то, что поза при этом будет достойной.