На главную

 

Лариса Белая (Москва)

«Местечко», его создатель и власть

Памяти организатора и руководителя

общины современного иудаизма "Северная"

Анатолия Исааковича Владова

Крупной составляющей трудов недавно скончавшегося профессора, доктора технических наук Анатолия Исааковича Владова стало создание уникальной общины современного иудаизма "Северная", и руководство ею.

В дообщинную пору сферой деятельности Владова были радиоэлектронные медицинские устройства. Он исследовал и разработал технико–медико–экономические обоснования норм надёжности этих устройств. И его разработки для медицины стало возможным использовать при обосновании норм надёжности радиоэлектронной аппаратуры и в других отраслях промышленности.

Он был человеком широких интересов. Любил горные походы, постоянно совершенствовал свой английский, писал пронзительные стихи, скрупулёзно изучал города и веси, где бывал, создал большую картотеку экскурсий по Москве.

А своими национальными корнями всерьёз заинтересовался лишь едва разменял свой шестой десяток.

И в начале 90-х годов, оставив престижную, высокооплачиваемую работу заместителя директора НИИ медицинского приборостроения и

НПО мед. оборудования, стал студентом "Туро-колледжа" с 4-летним обучением основам иудаизма. Там испытал подлинно кайф от увлекательной учёбы - творческой, философской, дающей простор воображению и интеллекту. Курс завершился стажировкой в Израиле.

А когда Владов оказался готов не только жить по-еврейски сам, но и помогать другим совершить возвращение к своим корням, решил создать еврейскую общину, и создал это сообщество по новому - территориальному принципу. Такой тип общины распространён на Западе. А у нас таких не было. Но их необходимость, особенно в мегаполисе, неоспорима.

Появилась община "Северная" близ метро «Речной вокзал». На территории окраинных районов «Левобережный» и «Ховрино» с населением около 150 тысяч жителей. Эти районы сильно удалены от городских еврейских организаций. А "Северная" максимально приблизила еврейскую жизнь к евреям – жителям этой периферии, к их улицам, домам, квартирам.

Начинал Владов в 2000 г., не имея ни денег, ни помощников, ни помещения, ни желающих стать членами общины. И, чтобы собрать общинников, он обращается в местный Центр социального обеспечения, получает списки пенсионеров и по фамилиям отбирает евреев. Со временем первый его набор увеличивается – членами общины становятся не одни лишь возрастные. Хоть пока именно они остаются в большинстве.

- На регистрацию, - вспоминал Владов, - ушёл год. Из-за неудачного момента. В ту пору началось резкое обострение между двумя религиозными объединениями - ФЕОР и КЕРООР. Поскольку мы выбрали своей Централизованной организацией КЕРООР, а государственная поддержка созданию новых общин тогда была на стороне ФЕОРа, нас несколько раз отказывались регистрировать по надуманным причинам. Но мы начали работать, хоть только регистрация открывает путь к финансированию. Деньги даются не под идею, а под осуществлённое, пусть и в малых масштабах. Для их расширения и дают средства.

За год мы так развили общину – её состав, программы, систему управления, что отказывать нам в регистрации стало невозможно. Официальному признанию помогли ОРОСИР и КЕРООР. Помогло и то, что удалось дойти до господина Фоксмана – директора Антидиффамационной Лиги США.

В 2001 г. "Северная" заработала на законных основаниях. Сняла помещение для своего центра – в шаговой доступности почти для всех "северян". А уже спустя несколько лет добилась убедительного признания. В 2005 году завоевала первое место среди 250 еврейских организаций стран СНГ - на конкурсе, ежегодно проводимом Американским Еврейским Распределительным Комитетом "Джойнт". В следующем, 2006 г., «Северная» снова завоёвывает первое место на конкурсе "Джойнта" - в команде с Рязанским и Тираспольским хэсэдами: за разработку технологии и передачу своего проекта "Территориальный центр помощи" для внедрения в Рязани и Тирасполе.

В 2007 г. "Северная" открыла новую страницу своей деятельности. Вывела еврейскую традицию, историю и культуру за рамки ограниченного круга членов общины. Были сделаны шаги к объединению усилий общины и государственного клуба "Ладога". Речь о создании на этой двойной основе Районного еврейского культурного центра. Одним из направлений его работ стало проведение «Фестивалей еврейского творчества» для всех жителей округа и города в целом. И этот Фестиваль под названием «Северное местечко» стал ежегодным благодаря победам общины на конкурсах грантов с 2007 по 2011 г.

К своему 10-летию община завершила первый этап развития. Утвердилась как самостоятельная, успешная еврейская организация широкого профиля.

Тут закономерна картина человеческого капитала общины. Вступают в неё, как правило, все желающие евреи. Одна особенность: живут более или менее поблизости друг к другу, по соседству. А при этом оказалась в сообществе – целая когорта людей с незаурядными достижениями и судьбами.

Вот несколько судеб.

Семён Фридрих [1] – сын репрессированных родителей, воспитанник детдомов, молотобоец с 16 лет, пехотинец с 18-ти, отмечен многими фронтовыми наградами. Одну из них получил, опознав двух крупных гитлеровских диверсантов, владеющих русским языком и внедрившихся в советскую армию. Обезоружил, скрутил – помог свой боец. Блестяще проявил тогда пехотинец Фридрих талант разведчика! Да ему и воевать предстояло - разведчиком. Знавший его по училищу командир разведроты взял к себе. Второго такого из 150 курсантов он не имел. Знал, Фридрих один возьмёт языка - не надо бригаду посылать. Силища! Даром, что сухощавый. Но полковник, узнав, что Фридрих еврей, обрушил на комроты град матерщины: еврея - в разведку?! Ни в коем случае! Раненую руку 19-летнего Семёна Давидовича консилиум решил ампутировать немедленно. А тот упёрся: без руки жить не буду. Его вылечили. После войны работал передовиком-шлифовщиком на знаменитом ЗИЛе, стал отменным баскетболистом, волейболистом. Выиграв в судебном процессе по квартирному делу крупные деньги, значительную часть Фридрих передал общинному фонду. У этого примера появились последователи.

Анна Гринберг воевала лейтенантом медицинской службы под Смоленском, в Сталинграде, на Курской дуге, в Молдавии, Румынии, Югославии, Австрии. Была ранена, контужена. Но всем наградам предпочла бы, чтоб хоть кто-то из родственников выжил. В её родном белорусском местечке евреев расстреливали, закапывали живьём, бабушку - мать десятерых детей - и её подругу утопили в Березине - им было по 80 лет.

Активнейший общинник Эфроим Бейдер на фронте восстанавливал мосты, проявляя высокий инженерный профессионализм, оперативность, изобретательность.

Роман Бенцианов воевал артиллеристом, десантником, партизаном, где придумал себе биографию русского Романа Воронкова. Это спасло от расстрела в концлагере "Аллах" - филиале Дахау. Там входил в Комитет сопротивления, которому удавалось спасать назначенных к уничтожению.

Член общины Анна Малкина многого достигла как специалист по физике атмосферы. В частности, Израиль получил её разработки по искусственному дождеванию. На счету Анны Давидовны - учёного-физика - десятки научных публикаций, 17 авторских свидетельств на изобретения, зарубежные патенты стран - США, Японии, Франции, Австрии, Италии.

Со дня основания «Северной» пришли в неё супруги Заборовы. С тех пор и доныне Ева Заборова - из самых активных общинных деятелей. Они с мужем, москвичи, уехали работать на Урал сразу после окончания строительного института. А вернулись пожилыми людьми, с перестройкой. Он - крупным учёным. С именем Владимира Заборова, главным образом с ним, связано создание теории звукоизоляции как самостоятельной научной дисциплины.

Доктор медицинских наук Ирина Васильева, овладев на общинных курсах дизайном по коже, много лет отдала преподаванию этого искусства в еврейском благотворительном центре ХАМА.

Инженер Лариса Зак, окончив, пенсионеркой, курсы оригами, став оригамистом высокого класса, воспитала десятки учеников - в своей общине, в клубе "Ладога", в других московских творческих объединениях. Она и её ученики - дипломанты многих, в том числе международных, художественных выставок.

Участвуя в общемосковских еврейских выставках-ярмарках, «северяне» выручают за свои экспонаты денежные средства. Они внесены в благотворительные фонды. Это – один из примеров ведущих общинных принципов: использовать потенциал всех еврейских организаций Москвы.

Не сразу обозначились возможности этого взаимодействия. Ведь специфика разных организаций различна. Так, "Сефер" предлагает услуги лекторов. ОРОСИР стажирует студентов. Где-то организуют экскурсии, где-то - "круглые столы". А когда взаимодействие стало реальностью, в общине появились лекторы " Сефера", ОРОСИР стал присылать практикантами своих студентов. Община становилась для разных направлений подходящей аудиторией.

Всего принципов успешной работы - целый свод. Так появилась установка избывать бациллу потребительства, сменив её на готовность отдавать. Установлено: каждый должен что-то сделать для общины. А что может дать человек? Знания, опыт, радость общения, помощь. Прошла личная презентация «северян» с наказом: скажи о себе. Продолжилась - в конкретике дел. Заработал Литературный салон в квартире Ларисы Белой - общинном филиале, а в другом, - в квартире Меерович, где она проводит шаббаты - зародились музыкальные собрания. Уровень беседы, проведённой инженером Ириной Меерович о композиторе Мейербере, оказался сопоставимым с профессионально-музыковедческим. Меерович организовала прослушивание со своего домашнего экрана оперы "Моисей в Египте". Переводила оперу с английского Мара Зельдина, профессиональный лингвист. Зельдина и Ольга Иванова, окончившая "Туро-колледж" и владеющая ивритом, перевели на русский и размножили для исполнения на шаббатах еврейские молитвы, псалмы, народные песни. Фортепьянное сопровождение стали обеспечивать Зельдина и профессиональный музыкант Людмила Фурман. Тут упомяну ещё о важном вкладе Зельдиной в культуру. В 2003 г. она издала, впервые на русском языке, сборник стихов своего отца, члена Союза писателей СССР поэта Якова Зельдина [2]. Он писал и печатался на идише. Его называли еврейским Есениным. Кроме оригинальных стихов, он был автором переводов на идиш Лермонтова, Маршака, Багрицкого.

В начале войны Яков Зельдин призвал создать писательское ополчение, и оно было создано. Поэзию погибшего на фронте Якова Зельдина не удавалось издать в переводе на русский в течение всех послевоенных лет. И вот, в XXI, она появилась - книжка Зельдина, воевавшего ещё в гражданскую, моряком, - «Песни моря».

А с приходом четы Багинских общинные встречи субботы стали по-настоящему любимыми праздниками. Раввин Арон Багинский не только широко образован в вопросах религии, но ещё и артистичен, умелый полемист. Ребецин Эстер Багинская - признанная душа не только шаббатов - всех общинных дел. На праздниках – обаятельная танцовщица, в кулинарном деле мало кто может соперничать с женой ребе.

Приобщаясь к иудаизму – национальным ценностям, истории, традициям "северяне" нравственно совершенствуются. В динамике поступков большинства из них – растущая, естественная потребность отдавать на благо сообщества труды, силы, средства.

Роман Вайсман – руководитель общинных программ развития, а также – директор клуба "Ладога" с 30-летним стажем. Его не раз избирали депутатом районного собрания. Потому прямо причастен к культурной политике - и района и округа. Он убеждён, что общине – в силу своего географического положения – самое место в его клубе. Здесь зачастую проходят мероприятия общины.

Но приди сюда и грузинская, или, скажем, татарская, или любая другая национальная община - каждой станет комфортно в клубных стенах. Это не голословно. Уже утвердились, стали традиционными Дни мордовской культуры.

У инженера Давида Кауфмана прочная в общине репутация: умелые руки. Безвозмездно чинит "северянам" их домашнюю технику. Многодетная мать Ольга Иванова – общинный водитель на своей машине, заботливый опекун больных, безотказный помощник 95-летней Лии Соломкиной, 103-летнего Фроима Бейдера. И это лишь часть трудов, которые обычно берёт на себя.

Неизменно выполняет самое трудоёмкое и ответственное в общинных делах Ольга Владова - вдова скончавшегося основателя "Северной" Анатолия Владова.

Библиограф Клара Борисова написала книгу - по сути, энциклопедию библиотечного дела. В общине прошла презентация - в день рождения автора.

Был «северянином» – стал израильтянином Артем Виткин. Но незабываемо в "Северной" его блестящее преподавание Торы. В ту пору он был студентом-режиссёром Института кинематографии. Теперь на его счету документальные и художественные ленты, в основном на еврейские темы. Снятая им картина "Кадиш", документальная драма по собственному сценарию в соавторстве с Цви Патласом – ярко примечательная лента в контексте современного иудаизма.

Герой картины – раввин Ицхак Зильбер. Выпускник физмата Казанского университета, Зильбер, занимаясь наукой, одновременно был активистом религиозного подполья. За пропаганду иудаизма подвергался в СССР репрессиям. Уехав в Израиль, работал школьным учителем, основал первую в истории иешиву с преподаванием на русском языке. Получил известность крупнейшего специалиста в области религиозного права.

Израильский кинорежиссёр Артём Виткин по-прежнему может блестяще прочесть лекцию по иудаике, проповедь на иврите. Он часто бывает в России. Не прервана связь с "Северной".

Коллективная а идише мама – так шутливо зовут общину с её начальной поры. А с годами это прозвище наполнилось убедительным содержанием. Обеспеченным тем, что индивидуальных а идише мам здесь большинство. Соответственно, мужья, дети, внуки - дополнительная общинная опора. Помогают они транспортом, участием в благотворительных делах, в организации и проведении праздников. Потому и у "северян" отношение к общине - как к дополнительному домашнему кругу. Здесь можно получить средства на лекарства, помощь в обустройстве жилья – это ярко проявилось после сноса пятиэтажек и переездов. Обзавелись на общинные деньги кондиционерами две частные квартиры, действующие как общинные филиалы: квартира Белой, где проходят Литературные салоны и Меерович, где обычно встречают шаббаты, другие мероприятия.

Община оплачивает лекции, экскурсии, частично - ритуальные услуги, помогает при аварийных ситуациях. Её фонд составляют членские взносы, благотворительные пожертвования, средства партнёров и спонсоров: еврейских организаций. Среди гостей общины побывали видные деятели иудаики, Израильского посольства, руководители районной администрации, артисты, поэты, писатели, учёные – чаще историки, гости из США, Израиля, Англии.

В сентябре 2012 г. общину возглавил Роман Вайсман. И стали обретать новое дыхание основные направления еврейского возрождения: традиции, просветительство, опека, волонтёрство, домовые филиалы, связь с прессой, общинная летопись, которая включает большие иллюстрированные альбомы - биографии и деятельность общинников . А незадолго до кончины основателя общины Владова, по его инициативе, на основе летописи подготовлена и вышла крупноформатная иллюстрированная книга, посвященная общине [3]. Но пока есть лишь сигнальный экземпляр. Весь тираж ещё предстоит выпустить.

Роман Вайсман осуществляет связь с местной властью, как в силу своего изначального статуса (руководитель программ развития общины), так и в силу нового (глава общины "Северная").

Как начинались взаимоотношения с властью 13 лет назад? Как восприняла она на своей территории новообразование в 110 евреев с тенденцией объединять на больших праздничных сборах до 300 участников?

Вспоминая об этом, Вайсман наглядно рисует прежнюю и нынешнюю картину: «"Северная" – еврейское местечко в районе – явилось, как ни крути, согласно нормативным положениям, законным. Обращаться к власти с идеями, просьбами, требованиями мы, конечно, были вправе, как всякая общественная организация, скажем, Общество ветеранов. Но никаких программ взаимоотношений не возникало. Властные структуры были не против нас – вот и всё. А сейчас налицо регулярные контакты. Сейчас обычное дело получить поздравление с еврейским новым годом. Получаю и от руководства административного округа. Что помогло сблизиться не просто формально? Прежде всего – чисто личное расположение.

Руководителем муниципального образования, избранный из числа депутатов, был Оскар Макаров – инженер и общественник, энтузиаст детского спорта, глубоко почитаемый всем окрестным населением. Внук погибших в Бабьем Яру бабушки с дедушкой, он сразу проявил интерес к «Северной», пришёл к нам, помог. После празднования 100-летнего юбилея Леонида Апарцева он лично, на своей машине отвез домой виновника торжества с горой подарков.

Помогло контактам с властью, конечно, то, что не раз избиравшийся депутатом Вайсман в районе известен хорошо. И сам неплохо узнал чиновников. То, как общаться с ними. Иначе, не уверен, давали бы или нет еврейской общине конференц-зал в префектуре на 550 мест. Скорее, на просьбу о нём, выдвигались бы «резоны»: "Для еврейского праздника нужно что-то более соответственное. Да снимите вы какой-нибудь ресторан «Тель-Авив»!

И, возможно, ставшие традиционными праздники искусства, инициированные общиной, – "Дни еврейской культуры" и Фестивали еврейского творчества "Северное местечко" – не выбрались бы из узкой сферы в мероприятия поистине массовые, с возможностью приглашать на них жителей района, округа, всех москвичей. Проекты этих праздников стали в 2008 и 2010 г. победителями в Открытом конкурсе проектов Grassroots в рамках благотворительной программы «Еврейские сообщества», проводимого при финансовой поддержке Нью-Йоркской еврейской Федерации.

На новом этапе существования общины предстоит немало преодолеть и осуществить. Одна из задач – обрести собственное помещение, чтоб развернуть на постоянной основе программы, уже освоенные, и ввести новые. В июле 2012 г. вышел президентский Указ о развитии толерантности применительно к религиозным организациям. Теперь планы наших общинных программ получает непосредственно префектура. Теперь можно с трибуны муниципалитета широко, во всеуслышание доносить до власть имущих все общинные проблемы. Предлагать формы общения, востребованные той и другой стороной.

Около 30 организаций бывает задействовано в проводимых общиной праздниках искусства на базе района в его Большом зале. Участвуют музыкальные и общеобразовательные школы, клубы, театральные, художественные, литературные творческие объединения.

То есть, приобщены и становятся всё перспективнее взаимодействия - интернациональные. Если люди разных народов, заметил мудрец, вместе посмеются или поплачут – это, во многом, гарантия, что не подерутся.

В незамкнутом - широком сценическом фестивальном спектре ведущая еврейская составляющая нередко, и впервые, так остро зацепит участника и зрителя! Иногда участники, прежде не интересовавшиеся ни евреями, ни их искусством, приобщившись к нему, хотят узнавать его больше, хотят чаще демонстрировать его с подмостков. Но для них таких подмостков почти нет. Даже столичные еврейские организации не очень-то для этого открыты. "Северное местечко" восполняет этот пробел, да недостаточно.

Сегодня для объединения наций Департамент взаимодействия религиозных организаций и может, и должен многое сделать на каких-то культурных основах. Фестивали национального творчества - основа из наилучших.

Что касается повседневной, будничной жизни общины "Северная", то в этом состоявшемся живом организме до сих пор не решена проблема широкого вовлечения молодёжи. Да, старшее общинное поколение - основной контингент - заслуживает высокого пиетета. Бесспорны многие достижения. Но ни что так не обеспечит дальнейшую жизнеспособность «Северной», как приток в нее молодежи.

Создание и реализация молодёжных программ - первоочередная задача уникальной общины.

Примечания

1. Белая Л. Фридрих – это фамилия // Родник. Зима 2001.

2. Зельдин Я. Избранное. М., 2003.

3. Семь шагов к успеху. Московская еврейская община "Северная". М., 2011 (буклет).

4.Московская еврейская община "Северная". М., 2011.

5. Сценарий д/ф "Кадиш".

6. Родителям о детях. Педагогический факультет. 4/2005.

Л.Белая . Оригинальная педагогика оригами.

7. Белая Л. В дизайн пришёл врач // Клуб. Творчество. Общение. Интересы. 2006. № 12.

8. Клуб. Творчество. Общение. Интересы. №10 2007.

Спасибо, говорит душа.

9. Медовар Л., Белая Л. Служение науке // Лехаим. 2004. № 8.

10. Родник. Весна 2001 Л.Белая. Я благословил еврейскую общину в Берлине.

11. Белая Л. Еврейский Есенин // Родник. Осень 2002.

12. -//- Осень 2002 Л.Белая. Еврейский интеллигент советской эпохи.

13. -//- Весна 2002 Л.Белая. Анна Гринберг: женщина и война.

14. -//- Осень 2001 Л.Белая. Из жизни Бенцианова.

15. -//- Весна 2003 Л.Белая Звукоизолятор Заборов.

16. -//- Весна 2003 Л.Белая Дирижируя «Ладогой»

17. Радио "Алеф". Л.Белая, М.Лобовская. Беседа о литературном салоне общины «Северная". 23.10.2008

18. Международная еврейская газета/МЕГ/ август 2006

Л. Белая. Как на духу.

19. -//- № 37-38 2008 г. Л.Белая. И вспоминается другая эпоха.

20. -//- № 35-36 2008 г. Л.Белая. Из хроники "Северной"

21. -//- № 11-12 2011 г. Л.Белая . На склоне трудных лет

22. Белая Л. Уроки «Северянки» // Еврейские новости. 2006. № 24.

23. -//- №1 январь 2007г. Белая Л. "Я не волшебник, Я только учусь."

24. -//- № 17 июнь 2008 г. Л.Белая. Дело Вайсмана живет и побеждает.

25. А. Владов и др. Частная переписка общественного значения // Родник. 2007. №2.

26. Бейдер Ф. Жизнь общины «Северная» // Еврейский мир. 2005. № 1.

27. Белая Л. Лихие были вехи // Московская правда. 30.10. 2003.