Амира Хасс

 

Не бывает «хороших махсомов»

«ХаАрец» 02.09.04

 

 

Командиры Армии Обороны Израиля первыми осознали моральную опасность, которую несут в себе «махсомы» (блокпосты израильской армии на оккупированных палестинских территориях – прим. перев.), - задолго до того, как израильская публика в целом обнаружила готовность выслушивать истории о грубом и доходящем до издевательств поведении солдат на блокпостах. С места событий поступали рапорты о «проверках», длящихся часами, об угрозах, о приставаниях к женщинам, об оплеухах, о конфискациях книг и компакт-дисков, о гранатах слезоточивого газа, которые швыряют в ожидающие автомобили, о протыкании шин, разбивании ветровых стекол и  о стрельбе с целью запугивания. Такое поведение не вызвано требованиями «безопасности». Напротив, оно только подливает масла в огонь жажды мщения.

 

Именно поэтому командиры решили, что нужно проводить семинары на тему поведения на «махсомах». Более того, они даже приветствуют присутствие на «махсомах» женщин из организации «МахсомВотч». И есть такие, кто тешит себя иллюзией, что «правильное воспитание» позволит сделать «махсомы» «гуманными».

 

Эта иллюзия сродни убеждению, которое питали в 1970х те, кто верил, что поселения строятся с целью обеспечения безопасности. Те, кто обманывает себя в наши дни, любят забывать, что блокпосты не расположены на границе суверенного государства. Они, в основном,  размещены в глубине оккупированной территории Западного берега Иордана. Сколько военной силы – которая могла бы гораздо лучше защищать гражданский тыл, охраняягосударственную границу – поглощают «махсомы»? Те, кто внушают себе, что «махсом» может быть «гуманным», забывают об его роли в поддержке поселенческой политики.

 

Есть блокпосты, на которых солдаты чрезвычайно вежливы, например, «махсом» Бейт-Эль. Там проезжают на своих автомобилях дипломаты и высокопоставленные палестинцы, амбулансы и журналисты. Здесь кого-либо задерживают относительно редко. Возможно, вид чистеньких, блестящих машин и дипломатических пропусков вызывает у солдат чувство уважения, которое не возникает, когда им приходится стоять перед теснящейся, пыльной, потной, раздраженной толпой.

 

Этот блокпост – через который «обычные» палестинецы, которых тысячи в близлежащих деревнях, не могут пройти – преднозначен для того, чтобы обеспечить покой поселенцев в Бейт-Эле, Офре и Псагот и в аванпостах Гиват Асаф и Мигрон. И не просто покой, но и возможность для правительства расширять эти поселения, с тем чтобы обеспечить непрерывность еврейских территорий на Западном берегу. Это и есть задача «махсомов», расположенных в глубине палестинских территорий.

С другой стороны, блокпост Каландия существут для того, чтобы обеспечить, как в сознании людей, так и в реальности, аннексию Израилем большой территории к востоку от Зеленой черты. Воткнутый между густонаселенным палестинским пригородом Иеруалима А-Рам и примыкающими к нему с запада деревнями с одной стороны, и Рамаллой – с другой стороны, этот «махсом» формирует два изолированных «бантустана». Другие «аннексирующие» «махсомы», которые рсположены на известном расстоянии от Зеленой черты – и которые укрепились в сознании людей как составляюшие «границу» - размещены, к примеру, на восток от израильского арабского города Тайбе, к югу от Калькилии на «фруктовом перекрестке», на шоссе Гиват-Зеев – Модиин («махсом» Харбата) или возле Хуссана, для защиты поселения Бейтар-Илит.

 

Солдаты могут учиться хорошему поведению на десятках семинаров, но от этого не изменится их функция: обеспечить исключительные права евреев – если брать шире, речь идет об одном только праве евреев переехать из Тель-Авива жить на Западный берег, тогда как палестинцам не разрешено переехать и поселиться в Тель-Авиве.

 

И вот, для того, чтобы подтвердить право на существование аморальных принципов этой действительности, солдатам и приходится объяснятся, извиняться и оправдываться перед израильской общественностью.

 

Это – трудная задача и для тех, кому уже за 50, так разве она посильна тем, кто родился через 17 лет после начала оккупации? Если бы от солдат действительно требовалось обращаться с теми, кто проходит через блокпост, как с равными себе человеческими существами, у них неизбежно возникли бы вопросы относительно их службы в целом.

 

В обществе, где выражение  «помешанный на армии» несет положительную окраску, только у немногих хватает смелости перевести эти моральные вопросы в отказ от службы, который влечет за собой тюремное заключение. Многие другие находят менее открытые способы освобождения от службы. Но большинство пожилых и молодых, которые продолжают служить на «махсомах», не могут не усвоить психологии превосходства над другими, укорененной в политике «исключительных прав». Иными словами, они видят в проходящих через посты палестинцах людей, которым «полагается» меньше, чем евреям, то есть людей «низшего порядка» по сравнению с евреями – и уже поэтому эти люди в их глазах достойны унизительного обращения.

Сайт создан в системе uCoz