Аркадий Гайсинский,

Израиль

 

Еврейская составляющая

 

 

В точных науках существует понятие «вектор». В механике, например, зная величину и направление действующих на некое тело сил, можно, пользуясь известными правилами, вычислить их результирующую –она и будет «вектором», определяющим положение или направление движения этого тела в пространстве. Если применить физическую терминологию к истории, то каждое её событие и явление, безусловно, представляет собой векторную величину особенно если речь идёт о событиях и явлениях значительных, но историку в большинстве случаев приходится решать обратную задачу: от «вектора»-к его составляющим, что гораздо более проблематично, но всё-таки возможно, иначе история не могла бы существовать как наука.

Уже само название вышедшей в этом году в Санкт-Петербуржском издательстве «Нестор-история» написанной мной книги «Неизвестная история Руси:  три составляющие» предполагает подход к проблеме образования российской государственности с позиции «вектора», когда под таковым понимается существование государства «Киевская Русь».

В книге нет ни «новых подходов» ни «раскрытия тайн», но лишь сравнительный анализ хорошо известных фактов, приведший к выводу о том, что Киевская Русь есть «вектор» трёх составляющих:  асско-готской, славяно-моравской и еврейско-хазарской. По понятным причинам читателям «Корней» наиболее интересна последняя и поэтому ниже приводится отрывок из главы, раскрывающий механизм образования еврейско-русских отношений в древности:

 

 «Так, считающаяся природной, способность евреев к торговле была по сути свойством приобретённым, заложенным самими условиями существования евреев в диаспоре. Возможности купца-еврея были более предпочтительными, потому что, практически, в каждой стране мира он мог найти единоверцев, способных оказать ему помощь и поддержку, начиная от предоставления ночлега и до получения денежной ссуды. В свою очередь связи между еврейскими купеческими гильдиями разных стран в гораздо меньшей степени зависели от политических предпочтений их правителей или ограничивавших, или , вообще, не допускавших евреев к общественно-политической жизни своих держав.

Сочетание этих и других, благоприятствующих развитию торговли факторов, привело к тому, что в начале Раннего Средневековья еврейские купцы становятся монополистами в торговле между Европой и Азией. Их называли раданитами.

 О раданитах почти ничего неизвестно. Чуть ли не единственным можно считать упоминание раданитов арабским географом Ибн-Хордадбахом в «Книге путей и государств»:

«Путь купцов-евреев раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шелк, меха и мечи. Садятся на корабли во Франции на Западном море, направляются к Фарме…. На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран… »[1].

 Л. Гумилёв и того лаконичней: «Рахдонитами называли еврейских купцов, захвативших в свои руки монополию караванной торговли между Китаем и Европой». Он же дал и своё объяснение этимологии этого слова, производя его от двух персидских: rah-"дорога" и "don-"знать", то есть-знающие дороги, утверждая тем самым, что основу раданитов составляли выходцы из Иранской еврейской общины[2]. Но обратим внимание, что у Л. Гумилёва это слово имеет форму «рахдониты» - отличную от принятой, что объясняется стремлением историка произвести его от иранских корней, хотя хорошо известно, что еврейских купцов, монопольно торговавших между Европой и Азией называли «радания» - без серединного «х». Сомнение в иранском происхождении слова заключается и в его функциональном наполнении:  «знающие дороги»-определение довольно расплывчатое и относится скорее к путешественникам и к проводникам, чем к самим купцам, чья главная функция заключалась именно в продаже товаров, а не в знании дорог.

 Интерес, проявляемый историками к раданитам ограничивался упомянутой скудостью о них сведений, из чего был сделан вывод и о ограниченности влияния раданитов на жизнь современных им государств. Однако, при более внимательном взгляде оказывается, что их деятельность гораздо более весома, чем представляется, а роль раданитов в истории Восточной Европы в некоторых случаях можно считать определяющей.

Чтобы подтвердить высказанное мнение, подойдём к факту существования раданитов с, так сказать, функциональной позиции, то есть с позиции их реальной деятельности и задумаемся над тем: а не слишком ли легковесно мы воспринимаем определение «монополия», при том, что с монополизмом радонитов в торговле между Европой и Китаем согласны все учёные, имевшие отношение к этому вопросу. Но что такое монополия вообще? Прежде всего, хозяйственная или торговая организация (объединение) полностью контролирующая в той отрасли, где она действует, цены на товары и услуги. Итак, если раданиты было монополистами, то представим себе:

 1. Какой она (монополия) была по масштабам, если держала в своих руках «львиную долю» торговых операций между двумя континентами - Европой и Азией.

 2. Какую массу вопросов и проблем приходилось решать: разведка новых торговых путей и рынков, создание базовых посёлков, обустройство остановок(станций), включая строительство помещений для отдыха людей и животных, содержание дорог, волоков, источников воды.

 3. Какой чёткой и разветвлённой должна была быть система управления, чтобы обеспечить такой размах деятельности.

 Так что, возвращаясь к этимологии слова «раданиты», его можно и следует объяснить, исходя из самой сути существования монополии: в Раннем Средневековье, да и многим позднее в понятие «монополия» вкладывался смысл значительно отличавшийся от современного, но основной его стержень и тогда, и сейчас был един: господство немногих, диктат в границах их деятельности. На иврите «родан»-«неограниченный властитель, диктатор», и такое объяснение происхождения слова «раданиты» представляется гораздо более убедительным, чем основанное на иранских наречиях.

Но неужели деятельность такой огромной организации осталась незамеченной? Это не так: значительный интерес представляет сообщение аль Масуди (10в. ), основанное на более ранних источниках:

«Русы - многочисленные народы, подразделяющиеся на различные племена; среди них - одно племя, называемое Лудаана; они наиболее многочисленны и ходят по торговым делам в Анатолию, Византию, Константинополь и к хазарам»[3].

 Разумеется, это сообщение многократно прокомментировано российскими историками, но наиболее характерен комментарий Б. Рыбакова: «Масуди был хорошо осведомлён о западной половине славянства. Он впервые ознакомил мир с балтийскими славянами. При описании Черноморья он тоже больше говорит о западной его половине. Упоминаемые им «лудаана» плавают не только в Хазарию, но и к анатолийскому берегу, к Константинополю.

…Особенно важно указание на племя Лудаана, в котором следует видеть летописных уличей-улучан, простершихся «оли[4] до моря». Юго-западная граница уличей доходила до Дуная»[5].

Даже не читая приведенных выводов, можно предвидеть, что здесь и под русами, вообще, и под племенем «лудаана» нам предлагают понимать только славян, хотя совершенно непонятно почему Рыбаков решил, что Масуди имел ввиду «западную половину славянства», а под «лудаана» следует понимать улучан, о которых и слыхать-не слыхивали в Анатолии и Византии?

 Однако, оказывается, что в «Каспийском своде», из которого взята приведенная цитата, она выглядит несколько иначе: во-первых, то, что Б. Рыбаков предлагает читать как «племя», на самом деле переводится, как «разряд», то есть это слово имеет не этническое, а так сказать, организационное содержание; во-вторых, «страна Андалус» первоисточника заменена на «Анатолию»[6] и, наконец, составитель «Свода» известный востоковед Б. Н. Заходер, считает, что «лудаана-есть не что иное, как испорченное обозначение евреев «ар-радания»[7] (раданиты - А. Г).

Следовательно, рассматриваемый отрывок из Масуди должен выглядеть и выглядит у Б. Заходера так: «Русы - многочисленный народ, подразделяющийся на различные разряды; среди них - один разряд, называемый раданиты; они наиболее многочисленны и ходят по торговым делам в Андалус, Византию, Константинополь и к хазарам».

Действительно, такое положение, что еврейские купцы являются одним из «подразделений» росов, выглядит по меньшей мере, удивительным.

Но обратимся и к другой стороне деятельности еврейской торговой монополии, без которой её существование было бы не возможным - к военному обеспечению торговых сделок и операций. Монополия как организация нуждалась в: охране торговых караванов во время их движения, охране постоянных баз и пунктов отдыха, охраной наиболее опасных с точки зрения нападения участков пути, волоков, разведке новых караванных троп и дорог т. д. И это лишь то, что касается «сухопутной» торговли. А где морская? Морские торговые караваны должны были охраняться также как и сухопутные - ведь морское пиратство в те времена было таким же естественным способом существования, как и разбой на суше. И коль скоро мы говорим о значительной по своим масштабам еврейской торговой организации, то мы должны говорить также и такой же значительной или даже превосходящей её организации военной, обеспечивающей торговую деятельность еврейских купцов. Раданиты были богатыми и(что не менее, а может быть и более важно) постоянными заказчиками военных услуг, и такие услуги оказывали им росы. Трудно представить себе лучших партнёров: многие из народов, среди которых жили евреи, были хорошими воинами - но росы были к тому же и прекрасными мореходами[8] и в их лице раданиты приобрели, так сказать, полный пакет военной поддержки, за которую росы, получали договорную плату, а затем, возможно, и твёрдый процент от прибылей, превративший их из наёмников в компаньонов, то есть речь должна идти о экономических отношениях между евреями и росами, которые можно определить как торгово-военный союз. Именно союз росов и евреев имел ввиду Масуди, применяя к ним термин «разряды», то есть структурные подразделения.

 Мы выяснили, что торговый «разряд» союза состоял из евреев, которых называли раданиты. Но в таком случае должен был иметь своё название и «разряд» военный, ни в чём не уступавший по своему значению торговому. Масуди приводит название и военно-разведывательного подразделения организации «Русь»: «Город румов, известный как Масна, который препятствует тем кораблям кузакана (подчёркнуто мной-А. Г. ) и других русских разрядов, которые прибывают в это море. Византийцы называют их «русия»[9].

 Военный «разряд» союза «Русь» носил название «кузакана», в котором Б. Рыбаков почему-то видит «киевлян», не приводя никаких обоснований такому утверждению. А вот этимология, к услугам которой мы неоднократно прибегаем, поможет нам понять, кто стоит за этим загадочным словом. На иврите «хазак»-сильный, а не таким ли обобщающим именем могли называться те, на чьих плечах лежала более опасная, требующая определённых черт характера и соответствующих физических данных часть деятельности торгово-военного союза, то есть, в основе «кузак-ана» лежит ивритское «хазак», начальное «х» которого вполне могло и читаться, и произносится как «к».

Так что гараздо более убедительным из прочих толкований слова «кузакана» будет то, что мы имеем дело с арабским переложением хорошо нам известного термина «казак».

 Правомочен вопрос: если в указанный союз входили и росы, и евреи, то почему в исторических источниках фигурируют росы, а не евреи, хотя торговые операции вели последние? Дело в том, что авторы этих источников, упоминая организацию, имели ввиду не её самоназвание, но то, как её называли «извне». А слово «еврей» само по себе не говорило ничего, поскольку евреи жили во многих странах того времени и приходилось уточнять: о каких именно евреях - французских, испанских и т. д. идёт речь? Поэтому этноним «росы» имел и параллельное наполнение: торговый союз евреев с росами. Тому же, что под этнонимом «росы» подразумевалась и организация, есть ещё одно доказательство-оно в сообщении Идриси: «Шумен - многолюдный город, в котором есть русская управа(контора). Это цветущий город, в нём многолюдные базары и изобилие природных богатств. Он расположен на горе»[10]. Если здесь «русская»-этноним, то тогда слово «управа»(контора) требует уточнения: какова её функция, потому что сочетание «шведская контора» или «немецкая контора» ничего не говорит о том, чем она - эта контора - занимается, но в данном случае «русская»-не этноним, а указатель принадлежности к торговой организации и Масуди не сомневался, что будет понят правильно».

…. В природе имеются такие химические элементы, которые реагируют друг с другом только при условии, что к ним добавляется третий компонент - мизерное количество, но реакция начинается и в результате образуется новое вещество с новыми свойствами. Эти компоненты, вызывающие и стимулирующие протекание химической реакции, называются катализаторами.

Во многих случаях по отношению к тем народам, с какими им выпало существовать, евреи диаспоры выполняли подобную функцию. И хотя довольно часто приходится сталкиваться с ура-патриотической тенденцией - чуть ли не во всех достижениях человечества видеть «еврейский след», там, где он очевиден, следует говорит об этом без той скромности, которую справедливо называют ложной.

 Как бы там ни было, но пока ещё миллионы евреев в разных странах мира на вопрос о родном языке - отвечают: русский. А это означает, что миллионы эти воспитывались на русской культуре, важнейшей частью которой является история Древней Руси, к образованию которой имели отношение и наши далёкие предки, убеждённость в чем, надеюсь, разделят все те, кто окажет мне честь прочитать написанную мной книгу.

 


 

[1] П. Г. Булгаков. Книга путей и государств Ибн-Хордадбеха. Палестинский сборник. Л. 1958. вып. 3\66, сс. 127-136.

[2] Л. Н. Гумилёв. Древняя Русь…с. 127.

[3] Б. Н. Заходер. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М. 1962. т. 2. сс. 99-106.

[4] В современном русском языке нет такого слова. Весьма вероятно, что оно связано с ивритскими корнем «ала» - взойти, подняться.

[5] Б. А. Рыбаков. Ук. соч. с. 346.

[6] Классический пример исторической «корректировки»: ведь нет ни единого упоминания о славянских купцах, торговавших в Испании во времена Масуди ( 1-я половина IXв. ).  

[7] Б. Н. Заходер. Ук. соч. т. 2. с. 90.

[8] В книге обосновывается существование Северо-Причерноморской Руси, предшествующей Киевской.

[9] Там же. с. 346.

[10] Там же. с. 180.

Сайт создан в системе uCoz