Опубликовано в журнале «Корни» № 24, стр. 82-88 и на сайте http://shorashim.narod.ru/best.html

При использовании ссылка на журнал «Корни» обязательна.

 

 

 

Семен Авербух,

(Украина, Киев)

 

 

 

 

Исследователи еврейского героизма

 

 

Десятилетиями одержимые люди собирали по крупицам сведения об участии евреев в борьбе с гитлеровским нацизмом. Они не были знакомы между собой, часто даже не знали о работе друг друга. Но их всех объединяла страсть к исторической справедливости и гордость за свой народ. Все эти исследователи составили своеобразный, как теперь бы сказали, виртуальный исследовательский институт по изучению еврейского героизма.

 

О Великой Отечественной войне в Советском Союзе было издано около сорока тысяч наименований книг, и почти ни в одной из них нет ни малейших обобщений об участии евреев в борьбе с нацизмом. Если слово ”еврей” и встречается, то лишь в анкетных данных. Даже в книге М. Водопьянова ”Летать рожденный” (М.: ДОСАФ, 1969), посвященной легендарному летчику, дважды Герою Советского Союза Якову Владимировичу Смушкевичу, нет упоминания, что он еврей. Однако история участия евреев в борьбе с гитлеровским нацизмом весьма подробно, со статистическими данными, конкретными именами, иллюстрациями и фактами излагалась в прошлом во многих публикациях и изданиях самиздатовского происхождения.

Мне хотелось бы рассказать о тех немногих людях, которые с риском для карьеры, свободы, а иногда для жизни занимались подобной деятельностью. С первых дней войны эти люди из официальных публикаций, писем и даже слухов по крупицам собирали сведения о героях войны. Не знакомые между собой, они путем перекрестной переписки, обмениваясь информацией и адресами, создали как бы своего рода Исследовательский Институт (на Западе физики называют такие объединения исследователей ”Невидимый колледж”), самые активные ”сотрудники” которого концентрировали сведения о подвигах евреев в войне. В результате их работы теперь имеются более достоверные данные о роли евреев, в этом выпавшем на нашу долю трагическом событии. Назову несколько капитальных изданий, осуществленных в Израиле, России, Украине, США на основе материалов, собранных участниками Невидимого Института:

Гершон Шапиро. ”Евреи – Герои Советского Союза”. (1982, Израиль).

Арон Абрамович. ”В решающей войне”. Двухтомник. (1982, 1992, Израиль).

Семен Авербух, Гершон Шапиро. ”Очерки еврейского героизма”. Трехтомник. (1992, 1994, 1997, Украина).

Федор Свердлов. ”В строю отважных”. (1992, Россия).

Илья Левитас. ”Герои и Жертвы”. (1997, Украина).

Марк Штейнберг. ”Евреи в войнах тысячелетий”. (1995, США).

Вот имена наиболее активных известных мне исследователей: Авраам Приблуда, Ефим Райзе, Гершон Шапиро, Леонид Рудовский, Ефим Гохберг, Натан Шапиро, Ефим Колтынюк, Илья Левитас, Семен Узин, Павел Песати, Федор Свердлов, Д.Я. Зельманович, Илья Рыжавский, Владимир Симхович, Дмитрий Зекцер и русский по национальности, Заслуженный шахтер Украины Василий Малаховецкий...

 

Их деятельность до перестройки носила полулегальный характер, власти расценивали ее как сионистскую со всеми вытекающими последствиями.

Насколько опасно было заниматься подобной деятельностью в сталинские годы, свидетельствует такой документальный факт. Журналистка Л.А. Айзенштайн, печатавшая свои статьи под псевдонимом Железнова, написала и опубликовала в годы войны 30 очерков о евреях, ставших Героями Советского Союза. Всего ей удалось через мужа, который работал редактором военной газеты, получить данные на 85 воинов-евреев, отмеченных этой высшей наградой. В 1946 г. через американского журналиста Б. Гольдберга она передала этот материал для опубликования в США. 22 ноября 1950 г. на закрытом заседании Военной коллегии Верховного суда СССР Айзенштайн-Железнова была приговорена к расстрелу. В тот же день Военная коллегия вынесла смертный приговор и С.Д. Персову, который сотрудничал с Айзенштайн-Железновой. Пострадавшим от подобной деятельности был Ефим Самуилович Райзе. Он составил и опубликовал в газете ”Эйникайт” 9 мая 1946 года первый список евреев – Героев Советского Союза, в котором значилось 101 имя. Осужден на 10 лет. Досрочно освобожден в 1955 году. Возвратившись, побоялся продолжить тему и полностью посвятил себя исследованиям еврейского фольклора, став известным специалистом в этой области. Рядом необходимо назвать имя Авраама Соломоновича Приблуды. Тюрьма его миновала. Он собрал и опубликовал в ”Советиш Геймланд” наиболее полный по тому времени список евреев-Героев – 121 имя в №5, 1970 г. и дополнительный список из 12 имен в №8, 1970 г. Но и этот исследователь еврейского героизма прожил жизнь в страхе. В завещательном стихотворении Приблуда писал:

 

Весь свой век сжимался,

Я под свист бича,

И всегда боялся,

И всегда молчал.

 

В послесталинские годы за подобные исследования уже не сажали в тюрьму, однако власти всячески препятствовали обнародованию фактов массового участия евреев на полях сражений, а ставшие известными факты замалчивались или искажались. ”Нет евреев-Героев, есть советские граждане-Герои”. Такова была негласная установка властей. Это привело к тому, что у окружающих народов сложилось мнение, что евреи трусы и плохие солдаты. Такая мысль культивировалась в верхах. Вскоре после войны поэт-фронтовик, кавалер многих орденов, Борис Слуцкий с иронией писал:

 

Евреи люди лихие.

Они солдаты плохие.

Иван воюет в окопе,

Абрам торгует в Рабкопе.

 

Впервые мир узнал о еврейском массовом героизме, когда вспыхнуло восстание в Варшавском гетто. Йосеф Раковер, узник Варшавского гетто в своем чудом сохранившемся и дошедшем до нас завещании (28 апреля 1943 г.) писал: ”Варшавское гетто погибает с боем, с выстрелами, в пламени, но без воплей. Евреи не кричат от ужаса”. Евреи умели и умеют сражаться, сражаться героически, и побеждать. Каковы евреи на войне, можно составить мнение, обратившись к истории Государства Израиль, где его солдаты и офицеры, многие из которых выходцы из России, выиграли все четыре арабо-израильские войны.

О замалчивании. Курьезный, но характерный эпизод произошел при редактировании книги ”Ополченцы”, вышедшей в Лениздате в 1965 г. Одному из авторов этого сборника, бывшему ополченцу Ленинградской армии народного сопротивления, редактор раздраженно заявила: ”Вы что, готовили ваш очерк для Израиля? Слишком много у вас евреев!” После ”редакционной” правки еврейских фамилий в очерке почти не осталось. Это в России. А на Украине? Историк Стер Елисаветский, изучив архивные материалы, составил именной список партизан-евреев Украины, в котором 2725 имен, а не 1078, как значится в справке Комиссии Академии наук УССР. Мы жили в стране, в которой быть евреем было неприлично и даже опасно. Нет сомнений, что имя Героя Советского Союза Цезаря Куникова не получило бы столь широкой огласки в пропагандистской кампании советского героизма, будь у него типично еврейское лицо, а в солдатской книжке фамилия Рабинович. Лишь через сорок лет после войны власти признали, что он еврей и сделали соответствующие поправки в справочниках. Заслуга в этом ленинградца Семена Вульфовича Узина.

Как это произошло? По инициативе Семена Вульфовича от журнала ”Советиш Геймланд” в Центральный Военно-Морской музей поступило официальное письмо-запрос о национальности Куникова. В ответе сообщалось, что архив Куникова закрыт. В экспозиции музея был выставлен его военный билет, но там национальность не была проставлена. Наконец, после настойчивых просьб, разрешили ознакомиться с личным делом Куникова, но и там не было сведений о его национальности. Узин разыскал двоюродную сестру Куникова Викторию Компанеец, попросил ее дать письменное свидетельство о национальности брата и получил отказ. Тогда он обратился к родной сестре Куникова – ленинградскому театроведу Елене Львовне Френкельштейн; она согласилась представить соответствующие документы Куникова, но при условии: об этом не должен знать его сын Юрий (москвич). Формально эти сведения должен был предоставить он. А сынок на письма ни Узину, ни редакции ”Советиш Геймланд” не отвечал. Тогда Узин поехал к вдове Куникова Наталье Васильевне Сидоровой (жене вице-адмирала Г.Н. Холостякова). Наталья Васильевна, хотя приняла Узина у себя дома на Тверском бульваре, но в резкой форме отказалась беседовать на эту тему. Семен Узин не поленился съездить в г. Ромны Сумской области, на родину Героя, пролистал книги записи рождений, но Куникова там не нашел. Узин вернулся в Ленинград и опять обратился к В.В. Компанеец. Узнал, что мать Куникова Татьяна Абрамовна похоронена на Еврейском кладбище в Ленинграде. Разыскал среди сугробов ее могилу, сфотографировал на фоне могендавидов. Затем вернулся к В.В. Компанеец и попросил разрешения сфотографировать поминальную книжку старших Куниковых и его дядей, на еврейском и русском языках. На фотокопиях В.В. Компанеец сделала надписи, кто из умерших кем приходится Цезарю Куникову. Все эти материалы Узин отправил в ”Советиш Геймланд” Приблуде. Приблуда предъявил их редактору Арону Вергелису, и только после этого в дополнительный список Героев Советского Союза, опубликованный в журнале (№8, 1970 г.) было внесено имя Цезаря Куникова.

В 80-е годы к этому делу подключился москвич Ефим Гохберг и добился от военного ведомства внесения поправок в изданные и издаваемые справочники о Героях войны.

Каждый исследователь виртуального института считал делом чести обнаружить спрятанного или спрятавшегося (были и такие) Героя. Рассказать о нем в легальной печати. Такие материалы публиковали на идиш не только в газете ”Эйникайт”, ”Биробиджанер штерн” и журнале ”Советиш Геймланд”, но и в польской газете ”Фолксштиме”, французской ”Найе прессе”, немецкой (ГДР) ”Морген фрайгайт”. Идиш оказался удобным языком еврейского общения в странах бывшего социалистического лагеря. Многие статьи из этих изданий переводились на русский и самиздатом распространялись по всей стране. По наградным листам лишь 102 Героя числятся официально евреями, но следопыты обнаружили и легализовали еще 54 имени. Эта работа, отмечу, не прекращается уже более 50 лет.

В феврале 2002 г. мне позвонил из Израиля Павел Песати и сообщил, что им добыты доверительные сведения о том, что Герой Советского Союза Леопольд Борисович Некрасов – еврей. Он сообщил мне адреса и телефоны близких родственников Героя, живущих в Москве, которые могут подтвердить этот факт. Подобные исследования продолжаются.

Известный деятель еврейского возрождения в Украине Илья Левитас собирал и продолжает собирать сведения не только о евреях-Героях, но и о замалчиваемых в прошлом властями известных исторических личностях (писателях, артистах, музыкантах, спортсменах). Илья Левитас побывал на 82 кладбищах страны и списал почти 20 тысяч фамилий. Лично общался с 43 Героями Советского Союза и с родственниками погибших Героев. Периодически работал в архиве Министерства обороны в г. Подольске, собирая отсутствующие сведения.

В мае 2001 г. я получил письмо от Владимира Симховича (Санкт-Петербург), в котором он приводит имена 326 Героев Советского Союза как поле для дальнейших исследований, с предполагаемой вероятностной оценкой по каждому имени от 50 до 100%. Отмечу, что в первых легальных публикациях, например, в ”Блокноте агитатора” (Москва, №8, 1967 г.) названо 107 имен евреев Героев Советского Союза, а в Большой Советской энциклопедии – 108 имен.

Расскажу о деятельности одного выдающегося собирателя материалов об участии евреев в борьбе с нацизмом Гершоне Соломоновиче Шапиро (1899-1994). В Одессе он организовал еврейский самиздат (1965-1973 гг.). Машинописную рукопись – отчет на 65 страницах о самиздатовской деятельности – он передал мне в 1982 г. ”Встречаясь после Второй мировой войны с еврейской молодежью, – пишет Гершон Шапиро, – я был вынужден констатировать полное отсутствие у нее какого-либо знания еврейской истории и даже пережитой недавно еврейским народом катастрофы”. Источником информации для самиздатовских публикаций были упомянутые выше газеты и журналы, издававшиеся на идише, малоизвестные книги. Многие статьи из еврейских изданий Г. Шапиро переводил на русский и распространял по всей стране. Он собирал имена, биографии с описанием подвига, в том числе фотографии евреев – Героев Советского Союза. К 1973 году Гершон подготовил, а его жена Елена напечатала в 18 экземплярах очерки о 107 Героях на 315 страницах машинописи. Но КГБ уже вело негласное наблюдение за деятельностью Гершона. Когда семья в 1974 г собиралась в Израиль, нагрянули гэбисты. Они изъяли все экземпляры рукописи. Однако позже, не найдя в них антисоветчины, пять экземпляров возвратили. Четыре экземпляра Гершон немедленно разослал надежным людям: А. Приблуде (Москва), С. Узину (Ленинград), Н. Шапиро (Киев), Е. Колтынюку (Бердичев). Один экземпляр этой рукописи, переданный мне Натаном Шапиро, я переправил в Израиль, где создается соответствующий музей.

Гершон Шапиро вывез в Израиль лишь один экземпляр своих очерков, на основании которых в декабре 1982 г. он издал книгу ”Евреи – Герои Советского Союза”*.

Расскажу вкратце о трехтомнике ”Очерки еврейского героизма”, который мы издавали с Гершоном Шапиро в Киеве.

Издание представляет собой антологию еврейского Сопротивления и Героизма, отражающую, в основном, выдающиеся, легендарные подвиги современных Маккавеев. Одновременно, с целью полного отражения темы, в сборнике помещены обзорные статьи, в которых излагается героический аспект еврейской истории в ХIХ и ХХ веках.

Одна из важных сторон издания заключается в том, что благодаря Федору Давыдовичу Свердлову мы смогли во втором томе дать копии наградных листов почти на всех Героев. Важно отметить, что описание подвигов людей для представления к награде осуществлялось по горячим следам боев. Эти документы писали неевреи, и это убедительное доказательство подлинности воинского поступка.

Во все времена люди почитали своих героев. Они были и остаются национальной гордостью народов. Молва о них передается из поколения в поколение. Тысячи книг на различных языках мира, бесчисленные памятники, музеи, устная молва славят народных героев. Жизнь человека коротка, но слава может быть долгой, вечной. Как и каждый народ, евреи вправе знать своих Героев, помнить о них, на их примере учить своих детей.

 

 

Об авторе. Авербух Семен Львович – род. в 1923 г. в Жмеринке. Участник Великой Отечественной войны. Кандидат технических наук. В настоящее время занимается исследованиями по еврейской тематике, издал трехтомник, отражающий героический аспект еврейской истории в ХХ веке ”Очерки еврейского героизма”.



*   В конце 90-х годов для популяризации еврейского героизма много усилий также приложил Леонид Шейнкер, который сейчас живет в Канаде и о котором недавно рассказал Григорий Свирский («Корни» № 23, 2004 г.). – Прим. ред.

Сайт создан в системе uCoz