Вернуться на главную

Вернуться в "Редакционный портфель"

 

Редакционный портфель журнала «Корни»

Ерузалим Бениамин Ефроимович, г. Гродно, Беларусь.

Идея создания альманаха «Польские евреи, судьба» была поддержана Союзом поляков Беларуси и ОО Гродненским еврейским общинным домом «Менора». Автор выражает благодарность Богдан Елене Владиславовне, Куцевич Елене Николаевне и Козакевичу Анатолию Эдуардовичу за помощь в подготовке статей альманаха.

(Светлой памяти моей дорогой сестры Эммы посвящается )

 

Живая  легенда, от первого лица

 

Холокост. Этот термин из лексикона древнегреческих жрецов в первой половине XX столетия приобрёл зловещий смысл. Чудовищная практика уничтожения целых народов сначала распространилась на оккупированные Вермахтом государства. С осени 1939 года специальные команды полиции безопасности на оккупированной территории Польши начали массовое уничтожение евреев. В последствии именно в Польше были созданы лагеря смерти – Освенцим, Треблинка и другие. Единственный проживающий в Гродно оставшийся в живых бывший узник гродненского гетто Григорий Ниселевич Хосид родился в городе Гродно в 1924 году 27 декабря.

Вот его рассказ:

“Отец мой работал токарем по дереву, мама была домохозяйкой. На нынешней улице Кирова располагалась еврейская школа под названием «Тарбут», что в переводе означает культура. Обучение проходило на иврите. Здесь я проучился четыре года. Польский язык, историю и географию преподавали на польском языке. Затем было два года учёбы в школе по нынешней улице Социалистической и четыре года в другом месте. В 1939 году с приходом Советской власти школа стала еврейской, а позже получила номер седьмой. Все предметы в ней преподавали на идиш. Все ученики и преподаватели были евреи. Вскоре пошли слухи о переводе обучения на русский язык. Ученики проголосовали за идиш, но школу сделали русской. К нам в класс прислали русскую девочку. Мы её очень любили и оберегали. Учился я хорошо , был отличником. 23 июня 1941 года немцы вошли в Гродно. В город вошли армейские части Вермахта. Ещё не было гетто. Лучшие дома у евреев немцы отобрали. Остальные жили в пока в своих домах. Согласно новым немецким порядкам евреи не имели права ходить по тротуару, идти разрешалось только по мостовой и не вдвоём, а по одному, один за другим. Перед каждым немцем требовалось снимать шапку, за неповиновение били нагайкой и даже расстреливали. Евреям запрещалось ходить в магазин, на рынок, в парки, в кино. Немцы заставили всех сдать фотоаппараты, радиоприёмники. В 8 часов утра еврейскому населению с 17 до 60 лет необходимо было быть на сборном пункте и ждать работу. Вначале людей собирали во дворе большой синагоги, а затем – в районе нынешнего автовокзала. Заставляли чистить улицы, разбирать дома, грузить. За работу ничего не платили и не кормили. Иногда что-то перепадало с кухни в зависимости от того,  где работал. В районе нынешней улицы Тельмана была воинская часть. Во дворе находился бассейн. Немцы заставляли людей купаться в грязной воде и тереть спины кусками битого кирпича. Если на теле не было крови – били нагайкой. Однажды в районе Румлёва после работы загнали работавших в воду и держали там до тех пор, пока люди не стали тонуть. Несколько дней пришлось мне работать на железной дороге. Грузили тяжёлые ящики без ручек. Немцы требовали, что б с ящиками бежали. Гетто в Гродно началось 1 ноября 1941 года. Всех евреев приказом согнали туда. Было создано два гетто. Одно для рабочих специальностей, второе – для всех остальных. Первое гетто располагалось от начала большой синагоги до речки по улице Виленской, второе – у современного автовокзала до улицы Белуша. Теснота была страшная. Я долго искал себе место и нашёл его в подвале дома, где ужу проживало несколько семей. Мне ещё не было 17 лет и я мог не ходить на работу, но ходил. Нужно было спасаться от голода и холода. Вместе с тем от голода в гетто если и умирали, то не многие. Дело в том, что фашисты, включили Гродно в состав третьего Рейха и гродненцам по сравнению с другими евреями оставалось жить относительно дольше. Руководство еврейской общины добилось от немцев, что из-за тесноты часть людей может перейти в гетто номер 2. Там у нас уже была не большая комнатка на четырёх человек: я, отец, мать и старшая сестра Ноймеле. Дедушка со стороны мамы с семьёй сына остались в гетто номер 1. Второй мой дедушка со стороны отца погиб в 1919 году. В ноябре 1942 года немцы объявили отом, что евреев из Гродно будут отправлять в рабочие лагеря. На самом деле это был один из очередных обманов: Людей вывозили в лагеря для уничтожения. Самый ближний лагерь  - Треблинка  находился всего в 150-160 км от Гродно. Депортация происходила постепенно и нашей семье удалось удержаться вместе до февраля 1943 года. 13 февраля немцы потребовали выйти на работу. На сборном пункте нас окружили и загнали в большую синагогу. Кое-кто пытался бежать, их расстреляли. Около 2000 узников посадили в вагоны и повезли в концентрационный лагерь Треблинка. Моему отцу в то время было 53 года и он благословил меня на побег. Вагон оказался пассажирским. Всех, кто пытался выпрыгнуть из него, немцы застрелили. Я рискнул. Когда поезд стал двигаться с наибольшей скоростью, я прыгнул. Немцы заметили меня уже на земле. Они начали стрелять, но промахнулись и поезд на большой скорости умчался дальше. Была зима.

 Обувь моя разлетелась, одежда стала как ледяной панцирь. Я  бежал подальше от железной дороги, которая охранялась.  После прохождения поля я попал на замерзший пруд.  Лед не выдержал и я оказался в воде с головой. Еле выбрался, продолжал бежать. Пытался согреться в одной из хат, жители которой покормили меня, но остаться и отдохнуть я не мог, они боялись меня оставить.

Еще когда нас посадили в вагоны, немцы объявили, что 5000 человек это много и в Гродно останется только половина евреев. Я надеялся добраться до Гродно, поскольку другого выхода не было вообще. Тем более там, по-видимому, еще должны были быть моя мама и сестра.

 Первые дни я шел пешком днем, ботинки привязал найденной проволокой. Когда я прошел довольно высокий мост, меня окружили четыре  человека и пытались сбросить на лед. За меня заступился проходящий мимо пожилой человек и с тех пор я стал продвигаться дальше только ночью.

Было очень холодно, но моя одежда постепенно высохла на мне. От образовавшейся на мне корки льда я натер тело до крови.

Так перебираясь ночами однажды я наткнулся на человека в лесу на снегу с раной в спине. Я избегал людей, но здесь рискнул подойти.  Он смотрел мне в глаза и на мой вопрос о названии ближайшей деревни не отвечал вообще. Повторив вопрос с тем же результатом раза три, я спросил его на идиш: « Вы еврей?» Он вскочил, стал плакать и обнимать меня. Оказалось, что его тоже вывезли из Гродно, через два дня после меня. Это был Исаак Пупко, сапожник из окрестностей города Лида. Он починил мою обувь и сообщил, что  в Гродно больше евреев нет. Пупко не знал, что в городе оставалось еще примерно 1300 человек.

Мы обошли Гродно и направились на восток. Надеясь найти партизан. Таким образом, мы прошли мимо Гродно, Скиделя и попали в Щучин. Еще возле Белостока мы зашли в одну из хат, в которой женщина кормила грудью ребенка. Попросили поесть. Хозяйка очень вежливо пригласила нас сесть, сказав, что скоро зайдет муж и покормит нас. Мы сели на скамью в тепле почти сразу заснули.

Очнулись от того, что нас трясли. Человек стоял подле нас с ружьем и скомандовал идти в жандармерию. Человек этот сел на коня, нам  приказал идти впереди и  на наши просьбы он никак не реагировал. В какой-то момент, моргнув друг другу, мы разбежались в разные стороны. Мужчина на коне растерялся, не зная за кем погнаться сразу. Ему было жалко потерять награду, которую немцы давали за каждого пойманного еврея. Он кружился на лошади и сверху не заметил каждого из нас, спрятавшихся в очень густые заросли. К счастью накануне шел небольшой дождь, потом ударил мороз и на образовавшейся корке льда следов наших ног не было

В Щучине ночью мы наткнулись на группу полицейских. Их было человек 20, все на велосипедах. Они прошли мимо нас и не заметили. Здесь оказались еще евреи, их было немного, почти без мужчин. Нас покормили, мне стало плохо. Помню, что температура оказалась 40,9 0 С.. Я потерял сознание. Оказавшиеся рядом люди устроили нас на квартиру подальше от посторонних глаз. Это была семья из Радуни. Глава семьи по фамилии Левинсон в 1939 году перебрался в Литву. Столицей Литвы был в то время Каунас.

В семье Левинсонов было 3 –е детей. Был праздник Песах, в квартире было 2 комнаты. В промежуточной находились мы, а другая, где не было дверей, была пустая. В какой-то момент я услышал шорох в пустой комнате, где никого не должно было быть. Мы с напарником скрылись на чердаке. Оказалось, что двое полицейских забрались в эту комнату через окно. Они устроили разгром в комнате, где мы в начале находились, их напоили, успокоили и они ушли. Если бы полицейские нас поймали, то погибли мы и вся семья, которая нас приютила. После этого случая мы из Щучина перебрались в Лиду. Здесь у моего напарника Пупко были знакомые, и он стал работать сапожником. Это было в Лидском гетто. Было очень голодно. На какое-то время Пупко меня забыл. Спал я в коридоре. Здесь в Лиде оказался один человек родом из Гродно. Мне он был не знаком, но он знал нашу семью. Мы с ним несколько раз встречались, и спросил его, как связаться с партизанами. Он сказал, что в данный момент  в гетто находится посыльный от партизан и он на днях уводит группу в лес. Этот земляк из Гродно по фамилии Шапиро объяснил, где и когда группа выйдет из гетто. Я решил тайком последовать за ними.

 Ночью группа прошла через проволочные заграждения и направилась к выходу из города. К моему величайшему удивлению я сумел различить в темноте моего спутника Исаака Пупко, который, к сожалению, мне ничего не рассказал.  Крадучись, я осторожно следовал за этой группой на расстоянии, но партизан проводник легко меня обнаружил. Он сказал мне, что выполняет конкретное задание, а меня постороннего взять не может. Приставив к моей голове пистолет, он потребовал уйти. Я ответил, что мне безразлично, пусть стреляет. На что тот ответил, что сделает это, когда мы выйдем из города.

Мы вышли из города, я уже не прятался и продолжил путь к партизанам вместе со всеми. Через несколько дней мы достигли базы партизан, размещавшейся тогда вблизи Новогрудка. Так я оказался в партизанском отряде.  Наш отряд имени Калинина все называли отрядом Бельского, по фамилии старшего из четырех братьев Бельских.

Семья Бельских до войны проживала в деревне Станкевичи под Новогрудком. Четыре брата Бельских Тувия, Асаэль, Зусь, Арчик выросли высокими и крепкими. Когда Тувия женился, он переехал в город Лиду, что в 70 км от Новогрудка, Асаэль и Зусь продолжали помогать своему отцу на мельнице, а Арчик жил в деревне. Бельские хорошо знали местность: леса, деревни, хутора.

5 декабря 1941г. немцы внезапно ворвались в дом Бельских и арестовали родителей, а 8 декабря их расстреляли, во время первого массового убийства евреев. Остальные члены семьи спрятались в лесу. Дом их немцы сожгли. К октябрю 1942 года отряд Бельских насчитывал 200 человек. Руководителем отряда был Тувия. Членов отряда специально засылали в гетто, чтобы помочь людям уйти в лес к партизанам. Тувия Бельский был настоящим командиром, ещё до прихода советской армии он успел прослужить в армии польской и стал там сержантом. Он обладал врожденной харизмой лидера и пользовался уважением людей разных национальностей.  Его брат Асаэль имел опыт боевого офицера. В последствии, когда Беларусь освободили от оккупантов, Асаэль вступил в Красную Армию и  геройски погиб под Кенисбергом. Постепенно численность партизанского отряда выросла до 1200 человек. Существование чисто еврейского партизанского отряда, казалось, было нетерпимым издевательством для немцев. Это противоречило их расовым теориям.(О.Коган и Д.Коген «Как мы пережили холокост с еврейским партизанским отрядом») Отряд устраивал диверсии, засады по шоссе. Весной 1943 года под Новоельней был взорван поезд с оружием и боеприпасами. 1 мая 1943 года праздник был отмечен  диверсионными операциями на главных дорогах из Баранович и Лиды в Новогрудок. В это время усилились карательные акции немцев в Новогрудке. Люди в гетто стали копать туннель для своего освобождения. Он достигал 250 м в длину и 60 см в высоту и пролегал на глубине 1,5 метра. История холокоста не знает ничего подобного. Большинство из спасенных пережили холокост.

Весна 1944 года принесла ряд важных побед Красной Армии. Отряд Бельского продолжал борьбу и вскоре Родина была уже свободной.

Отряд вернулся в Новогрудок, а я 15 июля 1944 года вернулся в Гродно. После войны в Гродно прошел обучение в пединституте, преподавал в школе физику и математику и более 20 лет учил студентов культпросвет училища, активно участвовал в работе еврейской общины города. Беларусь - одна из колыбелей еврейской цивилизации. За более чем 600 летнее проживание на белорусской земле еврейское население оставило значительное культурное наследие.

Свой достойный вклад в боевое и культурное наследие страны внес орденоносец, человек-легенда Григорий Ниселевич Хосид.

 

Вернуться в «Редакционный портфель»

 

 

Сайт создан в системе uCoz